мая 18, 2018

Строгановские чтения - 2018

18-19 мая 2018 г. состоялась Международная научная конференция "Материал-технология-форма как универсальная триада в дизайне, архитектуре, изобразительном и декоративном искусстве". 

Организаторы: МГХПА им. С.Г.Строганова, МАРХИ (государственная академия), Национальная Академия Дизайна

Сборник материалов конференции

Триада понятий, определяющих смысл и содержание творческой, проектной, художественной деятельности: Материал, технология, форма известна еще со времен античности, возможно в других вариантах. «Польза, прочность, красота» Витрувия, касаются и этой проблемы. Лишь меняются акценты. Польза зависит от материала и формы, прочность - от материала и технологии, красота – от единства формы и материала. И если триада Витрувия обращена к обществу в целом, к гуманитарной культуре, к объяснению смысла утилитарной проектно-художественной деятельности, то триада «Материал-технология-форма» имеет смысл внутрипрофессиональный. Это саморефлекция художников, творцов на ту роль, которую физический, интеллектуальный, воображаемый материал и технологии играют в проектной и художественной деятельности.

 

Особую роль эта триада играла и в истории Строгановской школы, которая в ходе своего исторического развития «обрастала» все новыми и новыми мастерскими, производствами. Именно в Строгановской школе к обучению даже академических дисциплин: рисунка, живописи, скульптуры – подходили с позиций мастерского овладения графических или живописных технологий, технологий формотворчества. Не говоря уже об экспериментах с технологиями и материалами в таких видах декоративного искусства как керамика и стекло, металл и дерево, самоцветы и горячие эмали.

 

Рассмотрение этой триады лишь как материально-физических явлений не позволяет увидеть аналогичные закономерности и в процессе проектной и художественной деятельности в психологическом, культурно-историческом измерении.

 

Что есть материал для рождения проектной, образно-художественной идеи произведения дизайна, архитектуры, изобразительного искусства? Это не только сама преобразуемая субстанция, но это и опыт культуры, проектной и художественной культуры. А в деятельности реставратора это и попытка по крохам восстановить особенности художественных материалов прошлого. По-своему работает со своим дидактическим материалом педагог в области искусства, искусствовед, препарирующий и анализирующий материал художественной культуры, используя методологический аппарат как технологические инструменты и выходя на форму завершенной научно-исследовательской работы.

 

Что есть технология? Это не только способы обработки материала, но и модели этих способов, идеальное представление технологий в проектном и художественном сознании, технологии и последовательность этапов творческой деятельности, интеллектуальные технологии, в конце концов. Но странная вещь: казалось бы эти технологии второго рода невидимы, неосязаемы. Однако именно благодаря непосредственному контакту с мастером, владеющим ими, педагогом – ученик может через работу с реальной физической и визуальной субстанцией, видимым материалом и формами (пусть даже представленными лишь в форме компьютерных моделей и образов), - усвоить законы и методику своей собственной творческой деятельности. Отсюда можно говорить и о технологиях художественно-промышленного образования и о причинах, по которым невозможно перевести на дистанционное обучение все элементы освоения профессиональной проектно-художественной деятельности или мастерства и чутья реставратора.

 

Что есть форма? Это не только видимый результат усилий художника и проектировщика. Это и проектная идея, художественный образ. Если мы обратимся к зрителю или пользователю дизайна, то нельзя не заметить, что форма и идея вещи, система объектов, структура информации и коммуникации задает и тип поведения, использования, эмоциональных реакций. В какой-то мере форма – это идеал, к которому стремится как мастер творящий новую реальность, так и мастер, пытающийся воссоздать реальность прошлого. В сфере искусствоведческого анализа понятия, глоссарии и термины можно также рассматривать как форму и структуру осмысления процессов.

 

Согласно теориям экономистов человечество вступает в 6-ой технологический уклад. Из истории дизайна, архитектуры, декоративного искусства мы знаем, что любые новации в области использования новых материалов творчества, промышленных технологий сказывались и на формально-композиционных результатах. Современный художник, дизайнер нуждается в возможности моделировать, реально физически или хотя бы в виде аналогий и моделей контролировать процесс создания своего продукта. Как освоение новых технологий происходило в прошлом и как это сказывалось на технологии и методике проектной деятельности? Как можно предвидеть, предусмотреть, моделировать технологические возможности будущего? Какова доля традиционных, «низких» технологий, известных с начала истории Человечества в современных продуктах? 

Дополнительная информация

Дата начала: Пятница, 18 мая 2018
Дата окончания: Суббота, 19 мая 2018
Госуслуги
Антитеррор
Гранты Президента Российской Федерации
Антикоррупция
Вверх