нояб 23, 2018

Музеи декоративного искусства, художественной промышленности и дизайна: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА

МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
«MUSEUM-STROGANOV-2018.
МУЗЕИ ДЕКОРАТИВНОГО ИСКУССТВА, ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ДИЗАЙНА:
ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА»

23 ноября 2018 г. МГХПА им. С.Г. Строганова совместно с СПБГХПА им. А.Л.Штиглица, РАХ и Национальной Академией Дизайна (НАД) проводит Международную научную конференцию к 150-летию Музея декоративного и художественно-промышленного искусства.

Цель конференции - привлечение международной и российской научной и творческой общественности к осмыслению роли художественно-промышленных музеев, музеев прикладного искусства и дизайна в современной культуре, художественном и дизайн-образовании, определение перспектив развития музейных коллекций, связанных с предметно-художественным творчеством, этнографическим материалом, декоративно-прикладным искусством, живописью, графикой и скульптурой, исследование форм сохранения и трансляции культурного наследия, в том числе и в современном цифровом пространстве. 

Привлечение внимания искусствоведов, педагогов, музейных работников к данной научной проблеме. Приобщение студентов, магистрантов, аспирантов российских и зарубежных вузов к научной работе, к освоению и исследованию историко-культурного опыта и новейших тенденций в сфере изобразительного искусства, архитектуры, дизайна и предметно-художественного творчества в целом. Проведение конкурса научных докладов и сообщений по проблеме конференции.

 

В современных условиях возрастает роль музеев не только как хранителей культуры, но и как общественных институций, активно развивающих образовательные программы, создающих востребованный обществом экспозиционный контент. Все больший зрительский интерес привлекают музейные коллекции, связанные с демонстрацией культуры быта, предметным наполнением жилища, модой, архитектурой и дизайном.  Повседневная предметная культура становится объектом массового коллекционирования и интереса.

С чисто исследовательской точки зрения интерес представляет и сама структура современного музея, превращающегося в системный объект культуры, занимающийся  сбором, хранением, изучением и просвещением как в области классического искусства, так и дизайна, архитектуры и прикладного искусства, а также современных технологических искусств (фотографии, кино, видео и т.п.).  Тем более разнообразна роль музея и в особенности музея прикладного искусства, существующего в системе комплексного художественного, художественно-промышленного, дизайнерского вуза. На примере МГХПА им. С.Г.Строганова, СПБГХПА им. А.Л.Штиглица, РГУ им. А.Н.Косыгина или РГГУ мы видим, как музей становится элементом системы художественно-промышленного, художественного, гуманитарного образования.

Основание и развитие художественно-промышленного музея в структуре художественно-промышленного вуза имеет свою специфику. С одной стороны, использование музейных коллекций в учебной работе, непосредственное знакомство с произведения различных видов и жанров искусства как часть профильной подготовки художника и проектировщика, искусствоведа и реставратора. С другой стороны, необходимость обновлять и развивать коллекцию в связи с развитием школы, хранить наиболее яркие произведения, созданные учащимися, курсовые и дипломные работы.

Начальный этап формирования банков данных в области искусства, дизайна, архитектуры сменяется необходимостью создания программ и ресурсов, позволяющих управлять этими информационными массивами. Необходимо осознать, что вся масса сведений, библиотеки образов активно участвуют в формировании Образа мира. Настало время разработки продуктивной (с точки зрения оперативности управления информационными ресурсами, поиска и вывода изобразительной информации, стимулирующей творческие процессы) архитектуры систем хранения визуальной информации с интуитивно понятным и многофункциональным интерфейсом. Но это задача не сводится к составлению компьютерной программы, а предполагает формирование Виртуального музея материальной и художественной культуры на основе четко выстроенной проектной, искусствоведческой, научной методологии.

Тематические блоки и секции конференции:

- Музей в системе художественного и художественно-промышленного образования.

- Музейное собрание как отражение истории предметно-художественной культуры и этапов развития школ.

- Художественно-промышленный Музей как площадка синтеза искусств.

- Современные музейные коллекции: жанры и виды искусства, критерии отбора, разработка периодических арт-проектов.

- Инновационные направления и проекты в эксподизайне.

- Виртуальный музей: проблемы создание электронных информационных ресурсов и баз данных. с визуально-образной и интуитивно понятной архитектурой: концепции, модели, методология.

- Проблемы хранения, каталогизации и экспонирования произведений декоративного искусства и дизайна.

Вопросы для обсуждения:

  1. Каким видится будущее музея декоративного искусства, художественной промышленности и дизайна?
  2. Каковы формы взаимодействия музейно-хранительской и выставочной деятельности?
  3. Какова роль музея системе художественного и дизайн-образования? Каковы формы взаимоотношения учебно-педагогической и научно-исследовательской деятельности в системе «художественно-промышленный вуз - художественно-промышленный музей»?
  4. Существует ли специфика атрибуции произведений декоративного искусства, художественной промышленности и дизайна?
  5. Каково место объектов предметно-художественной культуры в системе музейных институций и художественных собраний?
  6. Проблемы кураторства и формирования музейных коллекций и выставок в системе художественно-промышленного музея. 
  7. Особенности структуры музейных собраний художественно-промышленного профиля: проектные материалы, авторские и серийные образцы, документация, технологии и т.д.
  8. Взаимодействие профессионального и фольклорного начала в комплектовании коллекций музея предметно-художественного творчества
  9. Каковы формы фиксации, сохранения и демонстрирования повседневной бытовой предметно-художественной культуры?
  10. Как меняется стратегия и характер дизайнерской деятельности в создании музейных экспозиций в XXI веке? Какие инновационные технологии, формы и принципы показа ждут посетителей музеев в будущем?
  11. Каковы возможные основания для формирования модели виртуального музея материальной и художественной культуры?

Участие в конференции очное и заочное.

На основе присланных материалов будет сверстана программа. Материалы конференции и статьи будут опубликованы. Оплата командировочных расходов иногородних участников конференции осуществляется за счет направляющей стороны.

Для участия в конференции и включения в программу и сборник материалов необходимо до 1 ноября 2018 г. включительно представить в оргкомитет:

  • • заявку на участие в конференции (форма заявки прилагается);
  • • материалы для публикации по электронной почте или на электронном носителе.

Оргкомитет оценивает присланные материалы по степени соответствия тематике и программе конференции и оставляет за собой право не принимать к публикации материалы не соответствующие заявленной тематике и обозначенным требованиям. 

В случае заочного участия в конференции материалы для публикации принимаются только при наличии внешней рецензии одного из ведущих специалистов в данной области.

Участники Конференции предоставляют  оргкомитету и редакционной группе право на следующее: 

-  публикацию материалов;

-   размещение электронной версии издания на сайте Академии и в РИНЦ;

 Материалы для участия в конференции необходимо направлять по адресу

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. Сазиков Алексей Владимирович 

Форма заявки на участие в конференции

 

 

Дополнительная информация

Дата начала: Пятница, 23 ноября 2018
Дата окончания: Пятница, 23 ноября 2018
Госуслуги
Антитеррор
Гранты Президента Российской Федерации
Антикоррупция
Вверх