Версия для печати
окт 18, 2019

Международная научно-практическая конференция «ИСКУССТВО СВЕТА: ДИЗАЙН, АРХИТЕКТУРА, ХУДОЖЕСТВЕННОЕ И ПРОЕКТНОЕ ТВОРЧЕСТВО»

18 октября 2019 г. МГХПА им. С.Г. Строганова совместно с редакцией журнала «Светотехника»/ “Light & Engineering”, РАХ,  Национальной академией дизайна и МАРХИ проводит Международную научно-практическую конференцию, посвященную междисциплинарным исследованиям проблем света в проектной и художественной культуре, приуроченную к дискуссии вокруг проблемы самоопределения (самоидентификации) профессии светодизайнер, развернувшейся на страницах журнала «Светотехника».

Цель конференции - привлечение международной и российской научной и творческой общественности, педагогов и учащихся к осмыслению роли света и светодизайна в художественном творчестве и проектном формировании предметно-пространственной среды, ее образной выразительности, самоиндентификации профессии светодизайнер и особенностям светодизайна в подготовке архитекторов и дизайн-образовании.

Среди задач конференции можно выделить следующие:

- Определение перспектив развития профессии светодизайнера.

- Наполнение данной дисциплины теоретическими и практическими достижениями современного дизайна и науки, учитывающими особенности функционирования дисциплины в ситуации цифрового пространства, современной проектной культуры, исследование форм сохранения и трансляции культурного наследия в области архитектуры средствами светодизайна.

- Обмен творческим опытом архитекторов, дизайнеров и художников в области экспериментального моделирования, теоретического и методического осмысления художественных и проектных средств выразительности светодизайна.

- Приобщение студентов, магистрантов, аспирантов российских и зарубежных вузов к научным исследованиям в области истории, теории, практики светодизайна и новейших тенденций в сфере светотехники и светодизайна в синтезе с архитектурой, дизайном, художественным творчеством и инновационными форматами мультимедиа.

- Проведение конкурса научных разработок, докладов и сообщений по проблеме конференции.

Проблемная ситуация

На протяжении веков культуре и символике света в искусстве, архитектуре, познавательной деятельности, мировосприятии придавалось огромное значение. Естественный и искусственный свет в храмовой архитектуре, витражи выполняли свою сакральную функцию. Различные виды светильников и технологий получения искусственного света сменяли друг друга в бытовой среде на протяжении тысячелетий. За последние десятилетия многое изменилось в инженерно-технической сфере, связанной со светотехникой. Минимальными по размеру и энергопотреблению стали источники света, более тонкими и разнообразными стали цветотемпературные настройки, появились устройства, позволяющие генерировать различные варианты и типы световых потоков. Начиная с ХХ века дизайнерами, занимавшимися осветительной арматурой, пропагандировалось понятие “культуры света”, подразумевая под этим не только умение организовать комфортные функциональные зоны при помощи освещения, но и учет эмоциональных и стилевых характеристик пространства. Архитекторы активно вводили термин “световая архитектура”, а художники мирового аванаграда и пионеры дизайна создавали эффектные динамические объекты  и инсталляции, композиционной задачей которых была модуляция света и создание светового пространства.

Весь этот опыт искусства на грани научных исследований, светотехники,  философии и эстетики художественного творчества нуждается не только в обобщении и рефлексии, но и в выработке стратегий на будущее, видении перспектив использования света как полноценного инструмента художественного творчества. В этой сфере техники, искусства и дизайна как нигде остро встает вопрос о взаимоотношениях элементов триады: искусство, наука, технология.

Сегодня праздничная и повседневная предметная интерьерная и экстерьерная среда, архитектура и ее дизайнерское наполнение становятся объектом массового интереса, глубоко вошедшим в жизнь человека. На примере современных тематических фестивалей света, праздничных мультимедийных шоу, музейно-выставочных сред, постоянного ночного освещения пространственной среды городов и пригородов, интерьеров различной функциональной направленности складывается картина многовекторного поля светодизайна.

Особую роль в тенденции развития светодизайна как направления проектной деятельности играет образовательная сфера.  Дисциплины светотехники и светодизайна, проекционных технологий как элемента мультимедийного продукта стали частью профильной подготовки художника, архитектора и проектировщика. Этап формирования проектной и технической базы в области светодизайна и световой архитектуры сменяется необходимостью создания образовательных и специальных программ, позволяющих в процессе обучения управлять этими информационными блоками на основе четко выстроенной проектно-практической, теоретической, технической и научной методологии.

Тематические блоки конференции:

  • Символика и культура света в истории искусства, архитектуры и дизайна. История становления светодизайна.
  • Современные направления и области светодизайна: светоцветовая среда интерьера и экстерьера, задачи и технологии создания зрительного комфорта, интерактивности и образной выразительности среды.
  • Свет как сфера художественного творчества: архитектура света и дизайн световой среды.
  • Сценография света, свет и проблемы коммуникации в дизайне и архитектуре, свет и средовой контекст, свет и метафорическая образность.
  • Цветной свет и проблемы, которые он принес в светодизайн.
  • Дизайн и конструктивно-технологические проблемы светотехники
  • Наука, теория и практика светодизайна.
  • Светодизайн в системе архитектурного, дизайнерского (художественно-промышленного) и технического образования.
  • Свет как инструмент формообразования и экспериментального моделирования в искусстве, архитектуре и дизайне – на пути к «умной среде».
  • Светодизайн в системе синтеза искусств и инновационных медиа-технологий
  • Свет и здоровье.

Вопросы для обсуждения:

  1. Какими видятся пути становления профессии светодизайнера
  2. Каковы тенденции и пути развития проектной дисциплины светодизайна в границах художественного творчества, дизайна и архитектуры?
  3. Каковы формы взаимодействия светодизайна, архитектуры и технологических структур в русле междисциплинарной проектной деятельности?
  4. Какова роль светодизайна в создании современных междисциплинарных арт-проектов, сценографии и мультимедиа?
  5. Каково место светодизайна в системе архитектурного и дизайн-образования? Каковы формы взаимоотношения учебно-педагогической и научно-исследовательской деятельности в системе «художественно-промышленный вуз – световые технологии»?
  6. Особенности структуры светодизайна как профессиональной деятельности (проектного профиля): документация и проектные материалы, авторские и серийные образцы, инновационные технологии и т.д. Каковы проектные инструменты светодизайнера XXI века (программные продукты, натурное моделирование, видео- фотомоделирование и т.д.)?
  7. Каковы возможные основания для формирования программных моделей реальных и виртуальных реконструкций световой среды города или интерьера?
  8. Задачи науки для формирования теории светодизайна и методологии проектирования с совершенствованием критериального аппарата.

Подготовка конференции и издание материалов

Оргкомитет конференции предполагает издание сборника тезисов как приложение к журналу «Светотехника», а также выпуск тематического номера журнала с публикацией наиболее интересных статей, основанных на материалах выступлений участников конференции.

Участие в конференции очное и заочное.

На основе присланных материалов будет сверстана программа. Материалы конференции и статьи будут опубликованы. Оплата командировочных расходов иногородних участников конференции осуществляется за счет направляющей стороны.

Для участия в конференции и включения в программу и сборник материалов необходимо до 1 августа 2019 г. включительно представить в оргкомитет:

  • заявку на участие в конференции (форма заявки прилагается);
  • материалы для публикации по электронной почте или на электронном носителе.

Оргкомитет оценивает присланные материалы по степени соответствия тематике и программе конференции и оставляет за собой право не принимать к публикации материалы, не соответствующие заявленной тематике и обозначенным требованиям.

В случае заочного участия в конференции материалы для публикации принимаются только при наличии внешней рецензии одного из ведущих специалистов в данной области.

Участники Конференции предоставляют оргкомитету и редакционной группе право на следующее:

- публикацию материалов;

- размещение электронной версии издания на сайте МГХПА им. С.Г.Строганова и в РИНЦ;

Материалы для участия в конференции необходимо направлять по адресу Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. Сазиков Алексей Владимирович, а также на адрес редакции журнала «Светотехника»

 

Приложение

Заявка на участие в конференции

Фамилия, имя, отчество_________________________________________

Ученая степень, звание_________________________________________

Организация __________________________________________________

Структурное подразделение (кафедра и т.п.)_______________________

Адрес (индекс):________________________________________________

Телефон (код города) __________________________________________

Факс (код города)_____________________________________________

Е-mail:_____________________

Автор(ы)_____________________________________________________

Наименование тезисов: _________________________________________ 

Дата заполнения   “_____” ___________________20__ г.

   

Материалы конференции будут опубликованы в тезисах

Требования к тезисам для публикации:

Соответствие тематике конференции;

Объем –  до 8 стр. формата А4;

Формат текста: Miсrosoft Word 6 или 7;

Шрифт: Times New Roman 14 пт;

Поля: левое – 2 см, правое – 2 см; нижнее – 2 см; верхнее – 2 см;

Межстрочный интервал – одинарный;

Выравнивание по ширине;

Отступ первой строки абзаца – 1,0 см;

Порядок оформления названия и аннотации: автор (Ф.И.О.), место работы и должность, название статьи, аннотация - дается на русском и английском языке (2-4 предложения), ключевые слова на русском и английском языке.

Список литературы или примечания в конце статьи, ссылки на литературу или примечания в тексте в квадратных скобках тем же кеглем, что и основной текст.

Иллюстрации предоставляются отдельно в формате jpeg (не более 6-8 илл.), список иллюстраций в конце статьи

Дополнительная информация

Дата начала: Пятница, 18 октября 2019