К 100-летию со дня рождения Петра Редечкина

15 мая в зале Ученого совета открылась выставка redechkin k 100 letiyu so dnya rozhdeniya.

Петр Григорьевич Редечкин (23 января 1919 – 14 ноября 2004) – советский и российский живописец и график, педагог МВХПУ – МГХПА им. С.Г. Строганова (1961-2004), профессор (1990), заведующий кафедрой реставрации монументальной живописи МГХПА (1983-1991), преподаватель рисунка.

Родился 23 января 1919 года в селе Пощупово Рязанской губернии в крестьянской семье. 

Искусством Петр Редечкин увлекался с  детства. Перерисовывал иллюстрации, рисовал с натуры – отдельные предметы, постановки из них, пейзажи, портреты  товарищей и т.п.  Большое влияние на него оказывал его одарённый старший брат Василий (1912 -1945), увлечённый  поэзией и литературой. В 1938-1939 Петр был принят в члены самодеятельного сектора при МОСХе и в изостудию при МОСХ.

В 1929 году переехал в Москву. В 1936 году поступил в техникум при «Мострамвайтресте». Проходил также курсы кавалерийской подготовки. В 1939 году был отозван из техникума для прохождения срочной военной службы. Войну встретил в Полоцке. Участвовал в его обороне, а затем со своим полком и всей 22-й армией выходил из окружения. Участвовал в контрнаступлении под Москвой. В мае 1943 года ему было присвоено звание старшего лейтенанта. За период войны участвовал на фронтах – Западном, Северо-Западном, Калининском, Ленинградском, Втором Прибалтийском. Конец войны встретил в Румынии. Службу завершил в Таврическом военном округе в 1946 году.

В 1949 году он поступил в МВХПУ (бывшее Строгановское) на отделение монументально-декоративной живописи. Учился у преподавателей художников  – С. В. Герасимова, Д.И. Соколова, Н.П. Христенко, В.Ф. Бордиченко, Н.Х. Максимова, А. Шестакова, А.В. Куприна, Г. И. Опрышко, Е.С. Зерновой, Васильева, Г.М. Коржева и В.К. Замкова. Был отличником – сталинским стипендиатом. Учебу закончил в 1956 году.

Ещё раньше накануне учёбы и в период её Редечкин, бывая на родине – в Рязанской Мещере, писал пейзажи, портреты и натюрморты, делал  зарисовки. Преподававший  у него  живопись вместе с С.В. Герасимовым Г.М. Коржев, отмечая особую удачность одного из этих  портретов, на котором запечатлён улыбающийся сельский парень, советовал ему стать художником именно этой темы. Родные рязанские места всегда вдохновляли и влекли к себе Петра. Он был лично знаком с матерью поэта  С. Есенина.

В сопроводительной статье к выставке, организованной в 1992 году Харольдом Вольфартом в Роттенбурге-на-Таубере, отмечалось: «Ранние пейзажи П. Редечкина свидетельствуют о глубоком синтетическом мироощущении, когда вся жизнь художника заключена в искреннем лиризме его картин и границы между искусством и реальностью растворяются».

С 1956 по 1959гг. работал художником в учебно-производственных мастерских МВХПУ (бывшее Строгановское), занимаясь раскрытием, реставрацией и консервацией фресок Смоленского собора московского Новодевичьего монастыря, церкви св. Троицы в Никитниках и станковых произведений – икон Благовещенского собора Московского Кремля и собора Николая Гостунского.

Для журналов «Вожатый», «Молодая гвардия» и др. он делал в 1958 году графические иллюстрации.

В 1961 году начал преподавать в Строгановском училище (МВХПУ). Был преподавателем, старшим преподавателем, а потом доцентом на кафедре академического рисунка и монументально-декоративной живописи. Вел занятия на всех специальностях, в том числе 18 лет на отделении монументально-декоративной живописи. Вел мастерские совместно с Г.М. Коржевым, А.Л. Орловским, Б.В. Иорданским и др. Его учебные группы отмечались на ректорских экзаменационных просмотрах как лучшие.

В 1978 - 1982 годах наряду с преподаванием рисунка работал в должности начальника учебного отдела МВХПУ на общественных началах. Неоднократно исполнял обязанности секретаря приемной комиссии. Был членом Учёного Совета, членом методического совета, членом различных комиссий. Был учёным секретарём кафедры рисунка.  Так же ряд лет работал учёным секретарём экспертной комиссии по изобразительному искусству ВАКа Минвуза СССР.

Бескорыстное отношение к своей специальности, глубокая заинтересованность в овладении студентами техникой и приёмами реалистического изображения действительности снискали ему уважение как профессорско-преподавательского состава, так и в среде студентов.

Бывая в санаториях, домах отдыха, старых городах, сохранивших своё лицо, их окрестностях и, вообще, в новых местах Редечкин делал зарисовки, очень тонкие по исполнению. Собственно его графика -   рисунки, наброски, всегда отличались тонкостью,  определённостью и изяществом одновременно. Почти каждый такой рисунок можно считать самостоятельной  тонко-сделанной  работой.

Особым местом  вдохновения для Редечкина был город Ленинград (Петербург). Он любил бывать там, чувствовал себя здесь наиболее  раскованным и свободным  для творчества. В сопроводительной статье к коллективной выставке организованной в 1983 году в Подмосковье художник К.В. Власова отмечала особую лиричность его ленинградских работ. В 80-е годы, отдыхая  в тёплое время в Крыму в Алуште, писал там этюды. 

В середине 70-х годов Редечкин  сделал для студии «Диафильм»  ряд монохромных графических  иллюстраций по русской и советской  литературе (к «Дубровскому» Пушкина, «Му-му» Тургенева, к повести В. Катаева «Белеет парус одинокий», «Одиссеи» Гомера).

В 1983 году, в возрасте шестидесяти четырёх лет,  в связи с открытием в училище (МВХПУ им. Строганова) новой специальности «художник реставратор»,  по поручению ректората, Пётр Редечкин возглавил работу по организации и становлению кафедры реставрации монументальной живописи, разработке учебного плана, учебных программ,  а также выполнил ряд методических разработок по рисунку и проблемам реставрации.  Были привлечены к работе и преподаванию на кафедре  талантливые специалисты, многие из которых работают  там и сейчас.

После освобождения в 1990 году от заведования кафедрой по возрасту (71 год) Редечкин продолжал работать на ней в звании профессора преподавателем рисунка, деятельно продолжая участвовать в жизни кафедры.

Будучи уважаем  и любим сослуживцами и студентами, в последние годы жизни он сохранял душевную и физическую бодрость.  Составлял приспособленный к задачам искусства атлас по анатомии человека, сопровождая его своими цветными графическими иллюстрациями.   Дописывал-доделывал некоторые этюды и рисунки, вёл работу над крупными многофигурными и предметными композициями на военную тему.

Вот уже без малого 15 лет, как нет с нами профессора Петра Григорьевича Редечкина, а работы, написанные на холсте и бумаге, красками, углём, карандашами - живут. И немалая их часть (на время) собралась в Учёном зале самого, возможно, родного для Петра Григорьевича дома. Первая персональная выставка и, как знать, для кого-то первая встреча с работами Мастера. 

Фоторепортаж Сергея Селицкого с открытия выставки

Госуслуги
Антитеррор
Гранты Президента Российской Федерации
Антикоррупция
Вверх