История МГХПА
1825
Художественно-промышленный университет был основан графом С.Г. Строгановым в 1825 году в Москве и первоначально именовался как «Школа рисования в отношении к искусствам и ремеслам». Её создание было вызвано запросами отечественной культуры, социально-экономического развития страны того времени, когда традиционные художественные ремёсла уступали позиции наступающему промышленному производству. В это время стал необходим специально подготовленный художник, который был бы связующим звеном между художественными ремеслами с их традиционной схемой передачи творческого мастерства «от отца к сыну» и новыми требованиями быстро развивающейся национальной промышленности.
Основатель школы С.Г.Строганов — представитель известной фамилии богатейших промышленников, участник Отечественной войны 1812 года, поборник просвещения, с 1835 года — попечитель Московского учебного округа, выступавший за развитие национального искусства.
«Цель данного заведения состоит в том, — писал С.Г.Строганов, — чтобы молодым людям (от 10 до 16 лет), посвящающим себя разного рода ремёслам и мастерствам, доставить случай приобрести искусство рисования, без которого никакой ремесленник не в состоянии давать изделиям своим возможное совершенство». Важно отметить демократические основы, заложенные Строгановым: обучение и питание для большинства учеников были бесплатными, в училище принимались дети разночинцев и крепостных, а критерием зачисления на учёбу было не привилегированное положение родителей, а одаренность поступающего, его способности к рисованию, художественному творчеству.
Школа была рассчитана на 360 человек. На начальном этапе существования в школе имелись три специализации: черчение, геометрия, рисование машин; рисование фигур и животных; рисование цветов и украшений.
Однако уже в 1830 году появляется класс технического набивного рисунка, а в 1837 году — класс «лепления из глины украшений и фигур». В 1843 году Строганов передает школу в ведение государства. Её преобразовывают во Вторую рисовальную школу. В этот период была заложена традиция комплектации преподавательских кадров из собственных воспитанников. В 1840–1850-е гг. на педагогическом поприще в стенах школы преподавали: М.В.Васильев, П.А.Нисевин, Ф.И.Ясновский. Позднее они удостоялись звания академиков Императорской Академии художеств.
1860
В 1860 году училище обьединяется с первой рисовальной школой в «Строгановское училище технического рисования». Утверждается Устав нового училища, состоявшего уже из 5 классов, в котором последние два года занятий были связаны со специализацией будущих художников по ткачеству, набойке и «орнаментации». Вводится курс «Краткие понятия о начале изящного в художестве» с разделом истории искусства. В этот период при училише открываются ткацкая, набивная, лепная, живописная и литографическая мастерские, а несколько позднее — ок. 1867 года — керамическая мастерская.
Важное значение в быстром развитии училища имело то обстоятельство, что оно основано было в Москве — многовековом историко-культурном цeнтpe страны, имевшем глубокие национальные художественные традиции. Педагоги и ученики Строгановского училища проводили огромную работу по изучению художественного наследия Древней Руси. Ими были выполнены слепки-копии с уникального белокаменного декора храмов Владимиро-Суздальских земель XII–XIII веков, копии с барельефов древних ворот Софии Новгородской, копии с древнейших рукописей. В общей сложности в период с 1862–1867гг. было создано около 1000 образцов, демонстрировавшихся на выставках в Москве и Петербурге; а на выставке этих экспонатов на Всемирной выставке в Париже в 1867 году Строгановское училише получило серебряную медаль. В 1870 году училище издает работу «История русского орнамента». В 1864 году в училише основывается «Художественно-промышленный музей» (первый московский музей, в котором были представлены прикладные искусства), открытый для посещения широкой публики в 1868 году.
Авторитет училища как поборника национального искусства был подтверждён «Почётными дипломами» за экспозиции училища на выставках в Вене в 1873 году и на Всемирной выставке в Филадельфии в 1876 году.
1892
В 1892 году училище переезжает в специально перестроенное под его нужды здание (ул. Рождественка, дом 11 — ныне здание Московского архитектурного института). Автор перестройки — преподаватель училища, архитектор С.У. Соловьев.
Фасады этого здания украшают майоликовые рельефы по эскизам преподавателя училища Д.П.Сухова, отражающие деятельность художественно-промышленного учебного заведения.
Художественные изделия Строгановского училища привлекали внимание артистической публики, о них появляются многочисленные публикации. Особый успех они имели на международной выставке в Париже в 1900 году, где за свои работы Строгановское училище получило два Гран-при, три серебряных и бронзовую медали (западного зрителя поражала необычайная, глубоко национальная трактовка в прикладном искусстве cтpoгaновцев господствовавшего тогда стиля модерн). Большой успех сопутствовал Строгановскому училищу и на выставке в Турине (1911 год).
Музей училища, постоянно пополняемый новыми поступлениями (к июлю 1916 года в нем имелось 10 125 единиц хранения), широко использовался для учебных целей: здесь учащиеся копировали, зарисовывали художественные изделия прошлых эпох.
За период наивысшего pacцвета в Строгановском училище была воспитана плеяда талантливых художников, вошедших в историю русского изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Среди них: скульптор Н. А. Андреев — автор памятника Н.В.Гоголю в Москве, скульптор С.С.Алешин, театральный художник В. Е. Егоров — автор сценографии спектакля «Синяя птица», впоследствии ведущий художник советского кино; прекрасный педагог-методист и ученый, автор ряда книг по композиции А.П.Барышников, Н.Н.Соболев — крупнейший специалист по русскому прикладному искусству, написавший ряд капитальных трудов: «Стили в мебели», «Русская набойка», «Чугунное литье в русской архитектуре», художник-сценограф Ф.Ф.Федоровский, многие годы бывший главным художником Большого театра в Москве.
В числе преподавателей училища предреволюционного десятилетия многие были его выпускниками: талантливые художники и педагоги П.П.Пашков, С.И.Вашков, С.И.Ягужинский, а также выпускниками других институтов: известные архитекторы С.В.Ноаковский, И.В.Жолтовский, Л.Н.Кекушев, А.М.Рухлядев, А.В.Щусев, Д.П.Сухов, Ф.Ф.Горностаев, Ф.О.Шехтель; живописцы: М.В.Врубель, К.А.Коровин, П.В.Кузнецов, К.К.Первухин и др.
1918
Строгановское училище преобразовано в «Первые Свободные государственные художественные мастерские», затем в 1920 году, на базе 1-х и 2-х (бывшее МУЖВЗ) свободных гос. худож. мастерских был организован ВХУТЕМАС.
1928
ВХУТЕМАС реорганизован в Высший художественно-технический институт — ВХУТЕИН. 30 мая 1930 года ВХУТЕИН был реформирован и на его основе были открыты институты: Архитектурный, Художественный (ныне им.Сурикова), Полиграфический, Текстильный.
1945
В 1945 году Строгановское училище было воссоздано под названием «Московское высшее художественно-промышленное училише (бывшее Строгановское)».
В 1952 в МВХПУ (б. Строгановское) открывается аспирантура, образован Диссертационный Совет по присуждению ученых степеней кандидата искусствоведения.
В 1957 году Строгановское училище переезжает в новое, занимаемое и поныне здание (арх. И.В.Жолтовский и Г.Г.Лебедев) по Волоколамскому шоссе 9. Начинается значительное расширение списка специальностей и организация новых кафедр.

1965
Начинается реорганизация МВХПУ (б.Строгановское). В Училище появляются три факультета: Промышленное искусство, Интерьер и оборудование, Монументально-декоративное и прикладное искусство.
В 1970 году МВХПУ становится головным вузом среди аналогичных высших учебных заведений страны: учебные программы, разработанные в училише как типовые, применяются в других вузах.
1992
Училище переименовано в «Московский художественно-промышленный институт им. С.Г.Строганова».
1996
Институт переименовывается в «Московский государственный художественно-промышленный университет имени С. Г. Строганова». Открыт совет по защите докторских диссертаций и докторантура. В 1999 году вводится специальность «реставрация» как новая форма подготовки — в виде бакалавриата и магистратуры.
2005
К 180-летию университета в различных выставочных залах Москвы и области прошла серия выставок, среди экспонатов которых были представлены работы студентов и выпускников по всем специальностям. Факультет Промышленного искусства перименован в факультет «Дизайн».
В настоящее время Московская государственная художественно-промышленная академия им. С.Г.Строганова представляет собой хорошо организованное учебное заведение, структура которого отвечает всем требованиям обеспечения высокого профессионального уровня подготовки дизайнеров, художников декоративно-прикладного и монументального искусства. Лекционные курсы и семинарские занятия общеакадемических кафедр дополняются основной творческой подготовкой, которая проводится профилируюшими кафедрами. Главное внимание уделяется практической, творческой работе в многочисленных аудиториях и мастерских.

Строгановка на карте Москвы
Пожалуй первым исследованием посвященным истории Строгановского училища была книга педагога и историка Андрея Федоровича Гартвига «Школа рисования в отношении к искусствам и ремеслам, учрежденная в 1825 г. графом С.Г. Строгановым: ее возникновение и развитие до 1860 г.». Ссылаясь на опубликованные графом С.Г. Строгановым документы, Гартвиг называет первый адрес Школы рисования — дом князя С.Н. Салтыкова на Мясницкой под № 256. Там же размещена фотография дома, имеющего ныне адрес Мясницкая ул., д. 43 и известного как дом А.И. Лобанова-Ростовского или дом Липгарт. Гартвиг пишет: «Надпись, находящаяся в настоящее время на доме фирмы „Эмиль Липгарт и К“ на Мясницкой… до сих пор сохранила фамилию Бутенопов; это тот самый дом, который в 1825 г. принадлежал князю С.Н. Салтыкову». Здесь для подтверждения своих слов Гартвиг дает сноску на Архив Строгановского училища, д. № 54, 1898 г.
Однако из истории дома 43 известно, что Салтыковым он никогда не принадлежал. Более того, согласно справочнику «Указатель жилищ и зданий в Москве или Адресная книга. — М., 1826» в интересующее нас время этот дом имел адрес Сретенская часть, № 640 по Мясницкой улице и принадлежал князю А.И. Лобанову-Ростовскому.
В том же справочнике 1826 г. сказано, что Школа рисования в отношении к искусствам и ремеслам находится в Мясницкой (а не Сретенской) части № 256, что совпадает с документом, составленным графом Строгановым. Стало очевидно, что дом на Мясницкой, 43 не был первым адресом школы, но как установить ее подлинное первоначальное местоположение?
Современная нумерация домов, берущая свои истоки из полицейской нумерации второй половины ХIХ века, значительно отличается от той, которая существовала в 1825 году. «Грамота на права и выгоды городам Российской Империи» 1785 года впервые признала город, как юридическую единицу. Грамота обязывала городовые магистраты составить книгу с описанием домов, строений, мест и земель «под номерами». С этого момента, обозначение городскими номерами всех городских земельных участков, включая пустыри, стало обязательным правилом. Это были не номера домов, а номера земельных участков, известные в специальной литературе как крепостные или окладные. Именно такой номер и указан в объявлении графа Строганова. Номера у землевладений неоднократно менялись вплоть до середины XIX в., и это обстоятельство усложняет поиск интересующего нас дома.
Проще всего было бы выяснить истинное местоположение школы по плану Москвы с указанием землевладений. Но такого плана, относящегося к 1820-м годам, обнаружить в архивах и библиотеках не удалось. Известны планы 1817 г., 1850 г. и более поздние. Все они, как удалось позже установить, относятся к тем периодам, когда нумерация владений отличалась от принятой в 1825 г.
Из справочника 1826 г. известно, что на Мясницкой было два владения связанных с именем Н.И. Салтыкова, отца Сергея Николаевича, это владения 255 и 256. (Николай Иванович Салтыков умер в 1816 г., так что в 1825–26 гг. владения уже принадлежали его наследникам). Из многих источников, посвященных истории Мясницкой улицы, удалось установить, что эти владения сегодня имеют адрес д. 13 и 15. Но какое именно владение соответствует тому или иному современному номеру? Нумерация домовладений не имела сквозного порядка и разделения на четные и нечетные номера по сторонам улицы, эти свойства позднее были присущи полицейским номерам домов.
В статье «Памятные места Мясницкой улицы», опубликованной в журнале «Наука и жизнь», № 3, 2000 г., москвовед В.В. Сорокин без ссылок на документы утверждает, что Школа рисования, основанная графом С.Г. Строгановым была открыта на Мясницкой, 13. Там же сказано, что в доме 13 помимо Школы рисования с 1820-х гг. находился пансион благородных девиц мадам Воше и контора дилижансов. Не слишком ли много для одного здания? Не в доме ли 15 располагалась школа? Тем более, что из справочника 1826 г. известно —контора дилижансов располагалась на Мясницкой ул. в доме князя Н.И. Салтыкова под № 255. Следовательно, Сорокин заблуждается — Школа рисования и Контора дилижансов находились в разных владениях. Осталось выяснить, какое именно заведение находилось в каком доме (в современной нумерации).
Хранящиеся в Главархиве г. Москвы дела домов №№ 13 и 15 по Мясницкой улице должны пролить свет на эту загадку. Самый ранний документ из дела дома 13 относится к 1840 г., это как раз тот период, когда еще сохранялась нумерация домовладений введенная в 1818 г. К сожалению, документ оказался позднейшей копией, относящейся к 1850–60-м годам. И номер дома в копии был указан позднейший — 180/196.
Разобраться в этом вопросе помогло дело дома 15. Оказалось, что участок на котором ныне расположен дом, в 1823 г. имел № 255 (ранее, в 1802 г. — № 278). Следовательно соседнее домовладение (нынешние дома 13) имело № 256. Там же, в архивном деле дома 15 на плане 1811 г. указано, что расположенное слева от него владение принадлежит князю Салтыкову и имеет № 279. А на «Плане Столичнаго города Москвы с показанием прожектов площадям и улицам существующим и вновь предполагаемым» 1817-го года участок нынешних домов 13 имеет так же № 279. Этот факт позволил развеять последние сомнения — теперь можно с абсолютной уверенностью утверждать, что Школа рисования была открыта на Мясницкой улице в сохранившемся до наших дней доме № 13, стр. 4. Пришла пора вешать мемориальную доску.

Дом князя С.Н. Салтыкова на Мясницкой улице, в котором 31 октября 1825 г. была открыта Школа рисования графа С.Г. Строганова. Фото 1882 г. ИЗО РГБ
Сейчас это здание находится в собственности города Москвы. У города его арендует компания ВГТРК. Здание имеет статус «выявленного объекта культурного наследия». Возможно, новые факты из биографии дома помогут, наконец, придать ему статус охраняемого памятника.
Для наглядности покажу, как менялись номера соседствующих землевладений Салтыковых на Мясницкой с течением времени. Таблица составлена на основе имеющихся планов Москвы и Адресных справочников. Даты не обязательно означают момент, когда тот или иной номер был присвоен, скорее это время на которое имеется информация об изменении нумерации участков.
|
Мясницкая, д. 13
|
Мясницкая, д. 15
|
1793
|
297
|
295
|
1802
|
279
|
278
|
1818
|
256
|
255
|
1850
|
180/196
|
181/197
|
Что же было дальше? В справочнике 1839 г. сказано, что Рисовальная школа, учрежденная на иждивение графа С.Г. Строганова находится уже в Сретенской части, 5-ом квартале на Мясницкой в доме Бутенопов (механики братья Бутеноп, датчане по происхождению, приобрели эту усадьбу в 1836 г.). То есть Школа находится уже в бывшем доме Лобанова-Ростовского, расположенном по адресу Мясницкая, 43. В этом доме она просуществовала до 1860 г. (2)

Дом А.И. Лобанова-Ростовского, в котором Школа рисования находилась до 1860 г. Мясницкая ул., д. 43.
Поскольку документов относящихся к раннему периоду существования школы Строганова практически не сохранилось, навряд ли удастся выяснить в каком году между 1827 и 1838 Школа сменила место расположения. Вероятно, это произошло после смерти Сергея Николаевича Салтыкова, последовавшей в 1828 г.
В 1843 г. граф Строганов передал Школу в ведение государства. Строгановской школе было присвоено наименование «Вторая рисо-валь¬ная школа» (Первой рисовальной школой называлось Мещанское рисовальное отделение).
В справочнике 1851 г. отмечено, что Рисовальная школа графа С.Г. Строганова и при ней рисовальный класс по-прежнему расположены в доме Бутеноп. В справочниках с 1854 г. по 1860 г. указано, что Московские рисовальные школы расположены на Мясницкой (в доме Бутеноп) и на Малой Дмитровке. На Малой Дмитровке в доме № 12 находилась Первая рисовальная школа.
В 1860 г. Первая и Вторая рисовальные школы были объединены под названием «Строгановское училище технического рисования». Училище переезжает в здание, расположенное в Путинковском переулке близ Страстного монастыря. Этот дом известен как дом М.И. Римской-Корсаковой или дом Фамусова. Переезд Училища на новое место подтверждается справочником 1861 г., в оглавлении которого указано «Рисовальное Строгановское училище у Страстного монастыря». В этом доме Училище располагалось до переезда на Рождественку в 1892 г. (3)

Дом М.И. Римской-Корсаковой, в котором Строгановское училище находилось с 1860 г. по 1892 г. Большой Путинковский пер., д. 3. Фото 1900-10 гг. ИЗО РГБ
В 1864 г. было утверждено положение о «Художественно-промышленном музеуме» при Строгановском училище. Распоряжением императора Александра II была объявлена подписка на пожертвования для устройства музея, и тогда же отведено место со всеми строениями на Мясницкой улице, где музею предстояло разместиться. Разместился Художественно-промышленный музеум в здании Ассигнационного банка, бывшей усадьбе Строгановых-Шуваловых, принадлежавшей в то время Министерству финансов (ул. Мясницкая, д. 24). Любопытно, что ранее, с 1752 по 1760 год она принадлежала Строгановым. (4)

Фасад и план землевладения на Мясницкой ул., д. 24, отведенного в 1864 г. для устройства художественно-промышленного музеума. ЦХНТДМ
В 1874–75 годах для музея было построено новое здание, которое сейчас имеет адрес Мясницкая улица, 24/7, стр. 2 (архитектор Август Вебер). Музей поместили на первом этаже, с фасадом на улицу. В 1880–83 годах на этом же участке было построено еще несколько корпусов, образующих целый комплекс доходных домов Строгановского училища. (5)

Здание Строгановского училища на Мясницкой ул., д. 24, где размещался Музей и младшие классы. Фото 1915 г.
В июле 1890 г. было утверждено решение Государственного совета о «приспособлении старых клиник Императорского Московского университета под помещение Строгановского Центрального училища технического рисования с Художественно-промышленным Музеем». Как следствие в 1892 г. Училище и музей переехали в дом на Рождественке, 11 (бывший особняк И.И. Воронцова, затем Медико-хирургическая академия и Университетские клиники, сейчас здесь расположен МАРХИ). (6)

Здание Строгановского училища на Рождественке, д. 11. Фото 1903-1905 гг.
В 1903 году на первом этаже левого флигеля здания на Рождественке появилась лавка с вывеской под двуглавым орлом, гласившая: «Выставка работ Императорского Строгановского училища». Сегодня здесь расположена широко известная «Книжная лавка архитектора», а от двуглавого орла с распростертыми крылами остался лишь неясный след утраченной глазури в виде перевернутого треугольника. (7)

Выставка и магазин Строгановского училища. Фото 1907 г. Архив С.Г.Величко
В том же 1903 году на Мясницкой, ближе к Банковскому переулку было решено построить новый доходный дом (Мясницкая улица, 24/1). В 1906 году строительство было закончено. По проекту архитектора Ф.О. Шехтеля (преподававшего в Строгановке с 1896 г.) был возведен огромный дом-квартал с внутренним корпусом. (8)

Доходный дом Строгановского училища. Фото 1907 г.
К 1914 году вторая крупная перестройка дома на Рождественке — на месте старых зданий мастерских был построен новый корпус, получивший наименование Кузнецовский, по имени архитектора А.В. Кузнецова. Александр Васильевич доработал проект А.А. Галецкого, занимавшего с 1907 г. должность архитектора училища. Новый корпус был построен специально для размещения мастерских, поэтому все помещения в нем созданы не только с учетом специфики учебного процесса, но и приспособлены под производственные нужды — просторные, высокие залы с панорамным остеклением и проработанным функциональным зонированием. Это было одно из первых железобетонных зданий в Москве. Грянувшая мировая война меняет мирный строй жизни Училища и только отстроенный новый корпус мастерских был предоставлен под лазарет для раненых воинов. (9)

Кузнецовский корпус Строгановского училища (Госпиталь Московского Городского кредитного общества). Фото 1914-17 гг. Музей МАРХИ
После революции 1917 года система художественного образования в России, как и многое другое, была реорганизована. В городах создавали новые заведения – свободные государственные художественные мастерские (СГХМ). В отличие от академических методов обучения, здесь пропагандировалась идея организации индивидуальных мастерских: студенты вправе были учиться в мастерской того руководителя, которого они выбрали или вовсе без руководителя. На основе Строгановского училища были созданы Первые СГХМ. Вторыми СГХМ стало Училище живописи, ваяния и зодчества.
В 1920 году первые и вторые СГХМ были объединены в Высшие художественно-технические мастерские — ВХУТЕМАС. Таким образом, в биографии Строгановки появился еще один адрес — Мясницкая, 21 — бывший дом И.И. Юшкова в котором с 1844 г. размещалось МУЖВЗ, а с 1920 г. художественные факультеты ВХУТЕМАСа. (10)

Высшие художественно-технические мастерские. Мясницкая ул., 21. Фото 1920-х гг.
В 1927 году — еще одна реорганизация, в результате которой ВХУТЕМАС был переименован во ВХУТЕИН — высший художественно-технический институт. Прошло немного лет и уже в 1930 году ВХУТЕИН был расформирован, факультеты распределены по различным ведомствам и институтам.
В 1945 году Строгановское училище воссоздано под названием Московское центральное художественно-промышленное училище (бывшее Строгановское). Разместилось Училище в типовом здании средней школы на Большой Спасской улице, д. 15. Здесь в войну размещался эвакогоспиталь № 3406, а в наши дни Департамент образования г. Москвы. (11)

Здание Московского центрального художественно-промышленного училища (б. Строгановского). Ул. Большая Спасская, 15. Фото 1945 г. Музей МГХПА им. С.Г.Строганова
В 1958 году Строгановское училище переезжает в новое, специально построенное здание (арх. И.В. Жолтовский и Г.Г. Лебедев) на Волоколамском шоссе, д. 9 в котором находится и по сей день. Здание имеет необычные архитектурные формы — классический особняк на трехэтажном подклете, в шутку говорили о нем. Новое здание было существенно больше и удобнее старой школы на Спасской. (12)

Здание Московского высшего художественно-промышленного училища. Волоколамское шоссе, 9. Фото 1956-58 гг.
В 1976 году на Волоколамском шоссе, позади здания 1958 года постройки, начинается строительство нового корпуса. Однако первые студенты вошли в него только в 1992 году. Из-за долгостроя и несогласованности строительной и инженерно-коммуникационной документации, здание приобрело причудливые, стилистически разнородные строительные формы и замысловатые архитектурные детали. (13)

Новый корпус Московской государственной художественно-промышленной академии им. С.Г. Строганова. Фото 2015 г.
За свою стодевяностолетнюю историю Строгановка сменила не мало адресов на карте столицы. Так уж исторически сложилось, что особенно много их на Мясницкой улице. Но где бы не располагались учебные классы и мастерские Строгановской школы неизменным оставалось главное — универсальное художественное образование. Здесь всегда учили все делать своими руками и овладевать большим количеством смежных профессий и технологий, находить новые художественные решения, нередко сочетая различные виды искусства. Благодаря такому подходу выпускникам Строгановки проще понять, что происходит в смежных специальностях, и привносить в профессию новые приемы со стороны. Сегодня, как и пятьдесят и сто лет назад, в Московской государственной художественно-промышленной академии им. С.Г. Строганова сосредоточены все возможные виды промышленного, монументального, декоративного искусства и искусства реставрации.
Алексей Владимирович Сазиков, кандидат искусствоведения,
ведущий специалист отдела инноваций и издательских проектов
МГХПА им. С.Г. Строганова