Общие кафедры

Общие кафедры

О кафедре

Знания, которые сегодня получают студенты на кафедре «Основы архитектуры, композиции и графики», считал необходимыми для будущих художников еще в 1824 году основатель «Школы в отношении к искусствам и ремеслам» Сергей Григорьевич Строганов: «…будут преподаваться начала практической геометрии, черчения, перспективы, рисования машин и архитектуры». Отличием будущей школы от тех, с которыми знакомился граф Строганов во времена своего пребывания в Европе, явилась более широкая программа, включавшая преподавание таких предметов, как геометрия, архитектурное черчение, в то время как в Европе в аналогичных школах учили исключительно рисованию. В программе обучения за 1838 год можно увидеть описание первого года обучения: «В первые четыре месяца линейное черчение, для приучения к верности руки и глаза. В последние же восемь месяцев, черчение тел на бумаге и большой доске; также уроки из Практической геометрии». В программе дальнейшего обучения говорилось о черчении пяти ордеров архитектуры и о перспективе.

После Октябрьской революции в 1918 году Строгановское Императорское училище было реорганизовано и вошло в состав Государственных свободных художественных мастерских, преобразованных в дальнейшем во ВХУТЕМАС, а потом во ВХУТЕИН. Именно в это время были заложены основы курсов композиции и цветоведения. 

Осенью 1920 года для студентов Архитектурного факультета ВХУТЕМАСа начал применяться метод изучения пространственной композиции в макетах, а с 1923-24 учебного года студенты уже всех факультетов изучали основы композиции. Под руководством преподавателей архитектурного факультета задания по пространственной композиции выполняли студенты дерево- и металлообрабатывающих факультетов, будущие графики и живописцы, скульпторы и текстильщики. Опыт 20-х годов знаменует поиски путей замены субъективного подхода к проблемам композиции отдельных педагогов на новые методы развития композиционных способностей – овладение закономерностями художественных форм, их элементов, свойств и качеств.
При воссоздании Московского Центрального художественно-промышленного училища (б.Строгановское) в 1945 году одной из первых была сформирована кафедра графических дисциплин, переименованная затем в кафедру основ архитектуры и графических дисциплин. Первым заведующим кафедрой был доцент Н.И. Ткаченко.

С 1945 по 1975 год на кафедре работал выпускник ВХУТЕИНа профессор А.А. Галактионов, сразу ставший заместителем первого директора воссозданного училища по учебной и научной работе. Он был заведующим кафедрой с 1947 по 1952 год.

С 1952 года кафедру возглавлял профессор А.П. Барышников, окончивший Строгановское Императорское училище в 1898 году с золотой медалью. А.П. Барышников начал преподавать в Строгановском училище с 1899 года, совмещая преподавание с работой в различных областях прикладного искусства и архитектуры, а закончил работать на кафедре в 1966 году.

Новый этап в работе кафедры начался с приходом архитектора Н.А. Ковальчука, профессора, кандидата архитектуры, который проработал на кафедре с 1961 год по 2007 год. Более 25 лет из них он возглавлял кафедру. Автор около двухсот творческих работ Н.А. Ковальчук самым важным считал необходимость научить студентов понимать то, что все их проекты будут так или иначе связаны с архитектурным пространством.

Традиции в работе кафедры продолжали поддерживаться и в те годы, когда кафедрой руководила архитектор, кандидат искусствоведения, профессор Г.С. Крамаренко. 

О кафедре

Изучение предмета «История  искусства» в творческом вузе – неотъемлемая составная часть процесса формирования и развития полноценного художника, не только владеющего изобразительной грамотой, но и обладающего мощным интеллектуальнымпотенциалом и обширным кругозором.

С 2008 года кафедрой заведует К.Н. Гаврилин, в прошлом выпускник МГУ, долгое время проработавший в музеях,стажировавшийся в университетах Флоренции и Неаполя. Сегодня кафедра «Истории искусств» зарекомендовала себя, как авторитетный научный коллектив, организовавший ряд заметных научных конференций, в том числе и международных, собравших ведущих специалистов не только из нашей страны, но из-за рубежа. В их ряду хотелось бы особенно выделить конференцию «Федор Шехтель и художественная культура рубежного времени» (ноябрь 2009 г.), приуроченную к 150-летию со дня рождения выдающегося зодчего, преподававшегов Императорском Строгановском училище. Среди участников научныхконференций кафедры признанные мэтры искусствознания Г.Ю. Стернин, В.С. Турчин, Е.И. Кириченко, М.В. Нащокина, М.Ф. Киселёв, И.Е. Светлов,Николетта Мислер, Джон Боулт, Уильям Брумфильд, Иштван Надь и другие.

На кафедре действует аспирантура, где обучаются как граждане нашей страны, так и иностранцы. В последние годы в Строгановке учились студенты, аспиранты и стажеры из Японии, Германии, Франции, Италии, США, Китая, Южной Кореи, Болгарии, Сербии и Черногории.

События нынешнего этапа деятельности кафедры тесно связаны с реформой высшей школы, которая ведется в последние годы с целью интеграции российских вузов в общеевропейский образовательный процесс, что во многом связывается с переходом на двухступенчатую систему обучения в бакалавриате и магистратуре.

 

О кафедре

 

После Великой Отечественной войны, в 1945 году, советское правительство приняло постановление восстановить Строгановское училище. В Московском Высшем Художественно – Промышленном училище были основаны специализированные факультеты, кафедры и среди них – кафедра рисунка. Назначение кафедры состояло в обучение студентов умению грамотно и уверенно изображать окружающий мир графическими средствами, применять эти приобретенные знания в будущих специализациях мастеров – проектировщиков различных отраслей декоративно – прикладного искусства.

Именно это направление и отличает кафедру рисунка МГХПА от сугубо художественных вузов страны по задачам и методам обучения. В художественных вузах, где рисунку отведено достаточное количество часов, традиционно используется так называемый «академический» рисунок. В вузах художественно – промышленного профиля, в частности в МГХПА, в данной дисциплине одной и главных задач  становится формирование профессионального предметного восприятия и мышления будущих художников.

Кафедра проводит большую научно-методическую, исследовательскую  работу, связанную как с общими, так и с частными проблемами преподавания рисунку. 
На протяжении многих лет кафедрой оказывается методическая помощь вузам художественно-промышленного профиля, художественным училищам и школам в соответствии программ по рисунку, организации передвижных выставок.

 

 

Задача кафедры «Академическая скульптура» - научить студентов объёмно-пространственному мышлению. Развивать у студентов наблюдательность, чувство меры, пропорциональности, масштаба, ритма, пластики, гармонии – качеств необходимых для овладения профессиональным мастерством. 

История кафедры

Кафедра скульптуры была открыта в 1945 году выдающимся русским скульптором профессором Мотовиловым Георгием Ивановичем. Он привлёк к преподаванию и объединил вокруг себя талантливых скульпторов и архитекторов, увлечённых одной целью – созданием "Строгановской школы" монументально-декоративной скульптуры. В 1957 году, когда приём студентов значительно увеличился, и в учебные планы всех специ-альностей была введена дисциплина «Скульптура», на базе кафедры скульптуры было сформировано две новых кафедры: Архитектурно-декоративной пластики и Академической скульптуры.

Первым руководителем кафедры Академической скульптуры с 1957 года была Народный художник СССР, член-корреспондент Академии художеств СССР профессор Екатерина Фёдоровна Белашова. После избрания её Председателем правления СХ СССР в 1963 году она оставила педагогическую деятельность и заведующим кафедрой был избран профессор, заслуженный художник РСФСР Ромуальд Ромуальдович Иодко.

С 1975 года по 2011 год кафедру возглавлял профессор, Народный художник РФ Жилкин Георгий Дмитриевич. С 2012 года заведует кафедрой Народный художник РФ, Член Президиума РАХ, Председатель Союза художников России, Лауреат Государственной Премии, Член Президиума Совета при Президенте РФ по культуре и искусству Ковальчук Андрей Николаевич.

В разные годы преподавателями кафедры являлись талантливые скульпторы: Кнорре Аглая Георгиевна, Кулешов Иван Васильевич, Данилов Владимир Александрович, Хазов Александр Сергеевич, Карташов Александр Семенович и др.
«Академическая скульптура» - одна из главнейших академических дисциплин, составляющая основу подготовки художников широкого профиля в области монументального, декоративно-прикладного и промышленного искусства.

В основу методического принципа обучения положено глубокое изучение русского и мирового классического наследия реалистической школы. Цель курса "Академическая скульптура" - развить у будущих художников способность правдивого и глубокого постижения действительности, воспитание высокого профессионального мастерства и художественного вкуса.

Видеть предмет в объёме, уметь анализировать, сопоставлять отдельные части, соединяя их в гармоничное целое – этому посвящена программа обучения круглой скульптуры. Занятия строятся по принципу последовательного усложнения заданий: от гипсовой головы - до фигуры человека в одежде. 

Преподаватели кафедры обучают скульптуре около 350 студентов различных факультетов.

Кафедра имеет методический фонд, создана новая иллюстрированная программа по дисциплине "Академическая скульптура", которая ежегодно обновляется и пополняется новыми методическими материалами.

О кафедре

Те изменения в обучении на кафедре Академической живописи, которые происходят сегодня, корнями уходят в историю Строгановки. Время изменило необходимые условия и требования в преподавании живописи. Общие цели и задачи образования определили  новый вектор в преподавании этой  дисциплины. Преподаватели кафедры искали новые возможности в обучении, терпеливо вникая в тайны построения и схемы учебного процесса.  В стране и мире развивалось промышленное производство, и вместе с ним менялся  взгляд художника: от простого исполнителя до широко образованного, эрудированного специалиста. В последнее время компьютер стал главным инструментом дизайнера. Но трудно представить себе художника без красок и кисти в руке. Последовательное обучение, передача собственного опыта, накопленных знаний  являются сердцевиной учебно-творческого процесса.

Общественная жизнь кафедры – это человеческое и творческое взаимопонимание. В трудные девяностые годы для неформального общения уезжали в подмосковную Немчиновку,  где в майские праздники под летящим на ветру вишневым цветом был накрыт стол.

 

Ф.И.О.

Должность

1.····· Акилов Никита Валерьевич

преподаватель

3.····· Ашурбекова· Ильмира Гасамбековна

ст. преподаватель

3.····· Бакин Александр Евгеньевич

и.о. профессора

4.····· Власенко Александр Афанасьевич

профессор

5.····· Вольский Владимир Павлович

и.о. доцента

6.····· Воропаев Валентин Васильевич

и.о. доцента

7.····· Годына Мария Сергеевна

доцент

8.····· Горяев Сергей Витальевич

и.о. профессора, народный художник, член-корреспондент РАХ, председатель МОСХа

9.·· Дементьев Серафим Петрович

и.о. профессора

10.·· Дмитриев Валентин Сергеевич

и.о. доцента

11.·· Ипатенко Татьяна Валентиновна

и.о. доцента

12.·· Калюжный Валерий Валерьевич

и.о. доцента

13.·· Колесников Иван Владимирович

и.о. доцента, член-корреспондент РАХ, вице-президент ТСХР

14.·· Ломов Станислав· Петрович

профессор, доктор наук, действительный член РАО

15.·· Лукшт Татьяна Валерьевна

ст. преподаватель

16.·· Мумолина Ольга Геннадьевна

Ст. преподаватель

17.·· Неклюдов Борис Павлович

и.о. профессора, член-корреспондент РАХ

18.·· Никитин Владимир Александрович

профессор

19.·· Павлов Анатолий Иванович

ст. преподаватель

20.·· Петров Константин Витальевич

21.·· Ромашко Евгений Викторович

зав. каф.

22.·· Рындич Ирина Ивановна

и.о. профессора

23.·· Рябовол Валерий Андреевич

и.о. доцента, заслуженный художник РФ

24.·· Сердюков Игорь Валентинович

и.о. профессора

25.·· Табачков Николай Александрович

ст. преподаватель

26.·· Талагаева· Оксана Леонидовна

ст.преподаватель

27.·· Чикуньчиков Сергей Владимирович

ст. преподаватель

28.Малеев Михаил Анатольевич

доцент

29.Смирнова Юлия Александровна

преподаватель

30. Пильстров Илья Юрьевич

преподаватель

Госуслуги
Антитеррор
Гранты Президента Российской Федерации
banner
Вверх