Кафедра "Монументально-декоративная скульптура"

История кафедры

Откры­тие кафедры Архи­тек­турно деко­ра­тив­ной пла­стики состо­я­лось в 1945г., но худо­же­ствен­ные основы и твор­че­ские методы Стро­га­нов­ской школы скульп­туры сло­жи­лись гораздо раньше. С самого начала, все виды искусств, пре­по­да­ва­е­мые на кафедре МДС, были ори­ен­ти­ро­ваны на син­тез искусств. Эти основ­ные кон­цеп­ции были сфор­ми­ро­ваны целой пле­я­дой заме­ча­тель­ных скуль­пто­ров, чье твор­че­ство и педа­го­ги­че­ские методы легли в основу созда­ния само­сто­я­тель­ной уни­каль­ной про­граммы Стро­га­нов­ской школы архи­тек­турно-деко­ра­тив­ной пластики.

Диалог архи­тек­туры и скульп­туры стал основ­ным прин­ци­пом мону­мен­таль­ной скульп­туры Стро­га­нов­ской школы. Для утвер­жде­ния этих прин­ци­пов к пре­по­да­ва­нию были при­гла­шены веду­щие архи­тек­торы. Среди них — выда­ю­щийся рус­ский архи­тек­тор Франц Осипо­вич Шехтель. Его твор­че­ство явля­ется при­ме­ром нераз­рыв­ного син­теза архи­тек­туры и скульп­туры, ком­плекс­ного осво­е­ния архи­тек­тур­ной среды сред­ствами пластики.

Среди выда­ю­щихся скуль­пто­ров, сто­я­щих у исто­ков Стро­га­нов­ской школы мону­мен­таль­ной скульп­тура был Нико­лай Андре­евич Андреев, кото­рый учился в Стро­га­новке (1885–1891гг.), когда ядром учи­лища были мастер­ские деко­ра­тивно-при­клад­ного искус­ства. Сразу после окон­ча­ния учи­лища он был при­гла­шен пре­по­да­вать скульп­туру и рису­нок, и более чет­верти века посвя­тил ста­нов­ле­нию и раз­ви­тию мону­мен­таль­ного направ­ле­ния Стро­га­нов­ской школы скульп­туры. Следу­ю­щим ярким эта­пом в исто­рии Стро­га­нов­ской школы пла­стики стал период, свя­зан­ный с обра­зо­ва­нием после Рево­лю­ции 1917 г. ВХУТЕМС. В эти годы в Стро­га­новку при­шли пре­по­да­вать выда­ю­щи­еся скуль­пторы и архи­тек­торы. Каждый из них при­шел с соб­ствен­ной автор­ской кон­цеп­цией. Каждая из них, несмотря на раз­но­по­ляр­ность твор­че­ских мето­дов и задач, легла в основу фун­да­мента Стро­га­нов­ской школы пластики.

Объеди­не­ние этих вели­ких худож­ни­ков уже гово­рит о мно­гом, и в первую оче­редь о том, что Стро­га­новка, при­влек­шая в свое твор­че­ское про­стран­ство таких исклю­чи­тель­ных и к тому вре­мени зна­ме­ни­тых людей искус­ства, рас­смат­ри­ва­лась ими как живое кре­а­тив­ное про­стран­ство, спо­соб­ное вопло­щать нова­тор­ские худо­же­ствен­ные идеи.

Совер­шенно новым и исклю­чи­тельно важ­ным эта­пом в исто­рии Стро­га­нов­ской школы пла­стики стал 1945 год — год вос­со­зда­ния Стро­га­нов­ского учи­лища с при­суж­де­нием ему ста­туса выс­шего учеб­ного заве­де­ния. Только в 1945 году, когда были созданы гран­ди­оз­ные планы новой архи­тек­туры и раз­ру­шен­ные вой­ной города стали вос­ста­нав­ли­ваться, стало оче­видно, что для созда­ния нового худо­же­ствен­ного образа и обще­ствен­ного зву­ча­ния новой архи­тек­туры необ­хо­димо уча­стие скуль­птора — мону­мен­та­ли­ста. Высот­ные зда­ния, новые стан­ции мет­ро­по­ли­тена, три­ум­фаль­ные арки вхо­дов в парки, обще­ствен­ные зда­ния, мемо­ри­аль­ные ансам­бли должны были пре­об­ра­зить Москву и дру­гие города. В отли­чие от аске­тич­ного кон­струк­ти­визма новый архи­тек­тур­ный стиль дол­жен являться пря­мым про­дол­же­нием высо­кой клас­сики. Его насы­щен­ность изоб­ра­зи­тель­ным искус­ством была при­знана демон­стри­ро­вать духов­ное богат­ство победителей.
Кафедру скульп­туры, зна­ково назван­ную «Кафедра Архи­тек­турно-деко­ра­тив­ной пла­стики» воз­гла­вил выда­ю­щийся скуль­птор, интел­лек­туал, поли­глот, зна­ток антич­ной лите­ра­туры, сво­бодно вла­де­ю­щий древ­не­гре­че­ским язы­ком, заме­ча­тель­ный педа­гог Г.И. Мото­ви­лов. Буквально за несколько лет он про­де­лал колос­саль­ную работу по созда­нию мето­ди­че­ского фун­да­мента учеб­ных про­грамм кафедры. В его основе лежал опыт его пред­ше­ствен­ни­ков, годы иска­ний, откры­тия в обла­сти кон­стру­и­ро­ва­ния формы, нова­ции в обре­те­нии пла­сти­че­ского языка, новая худо­же­ствен­ная образ­ность, не копи­ру­ю­щая реаль­ность, но моди­фи­ци­ру­ю­щая ее в зави­си­мо­сти от задач, дик­ту­е­мых архи­тек­ту­рой. Глав­ной кон­цеп­цией всех зада­ний стал син­тез архи­тек­туры и скульп­туры, опре­де­лив­ший спе­ци­фику и твор­че­ское лицо Стро­га­нов­ской школы пла­стики. Программы и методы обу­че­ния, охва­ты­вали прак­ти­че­ски все виды скульп­туры. Особое вни­ма­ние уде­ля­лось мону­мен­таль­ной и деко­ра­тив­ной пластике.К заня­тиям при­сту­пили огром­ные по совре­мен­ным мер­кам группы сту­ден­тов — по 20–30 чело­век, набран­ных из раз­ных горо­дов страны. Позже это интер­на­цио­наль­ный состав пер­вых набо­ров ока­жется реша­ю­щим в ста­нов­ле­нии нацио­наль­ных школ скульп­туры в совет­ских рес­пуб­ли­ках. Кафедры скульп­туры прак­ти­че­ски всех веду­щих худо­же­ствен­ных Вузов пост­со­вет­ского про­стран­ства сфор­ми­ро­ваны и воз­глав­ля­ются быв­шими выпуск­ни­ками-стро­га­нов­цами, и, как след­ствие, устро­ен­ные по образцу и на про­грам­мах Стро­га­нов­ской школы пластики.
Уже с пер­вых зада­ний пер­вого курса до ито­го­вого диплом­ного про­екта сту­денты рабо­тали под руко­вод­ством педа­гога-скуль­птора и педа­гога-архи­тек­тора. В раз­ные годы архи­тек­тур­ной под­го­тов­кой в Стро­га­нов­ской школе руко­во­дили такие выда­ю­щи­еся лич­но­сти и высо­кие про­фес­сио­налы в обла­сти архи­тек­туры, как А.В.Щусев, Л.М. Поля­ков, Г.А. Заха­ров. Благо­даря их вкладу Стро­га­нов­ская школа мону­мен­таль­ного искус­ства обрела ярко выра­жен­ной диа­лог пла­стики и архитектуры.
Еще одним заме­ча­тель­ным вкла­дом в Стро­га­нов­скую школу скульп­туры стала мат­ве­ев­ская школа пла­стики. Г.И. Мото­ви­лов при­гла­сил к пре­по­да­ва­нию уче­ни­ков А.Т.Матве­ева, несмотря на то, что их основ­ной кон­цеп­цией в  реше­нии скульп­тур­ных задач была чистая пла­стика, без какого соот­но­ше­ния с окру­же­нием. Но Мото­ви­лов сразу оце­нил их мощ­ную чистую форму и абсо­лют­ное рав­но­ду­шие к внеш­ним эффектам.
Новой вехой в исто­рии кафедры стали 60-е гг., когда была заяв­лена новая кон­цеп­ция архи­тек­тур­ного образа новостроек без ордер­ной системы, без мону­мен­таль­ных искусств в архи­тек­туре, без клас­си­че­ской тра­ди­ции, скла­ды­ва­ю­ще­еся веками.

Стро­га­нов­ская школа скульп­туры, изна­чально ори­ен­ти­ро­ван­ная на диа­лог с архи­тек­ту­рой одной из пер­вых осво­ила новый пла­сти­че­ский язык боль­ших чистых про­странств, появив­шихся в архи­тек­туре 60–70-х годов. Труд­но­сти дали импульс к обре­те­нию нова­ций в твор­че­ском осмыс­ле­нии сло­жив­шейся ситу­а­ции. Особой темой стало новое обре­те­ние рельефа, став­шего из вспо­мо­га­тель­ного вида скульп­туры, обычно раз­ме­ща­е­мого на вто­ро­сте­пен­ных по зна­че­нию местах в архи­тек­тур­ном соору­же­нии, прак­ти­че­ским веду­щим видом в  искус­стве мону­мен­таль­ной скульп­туры. Рельеф стал выно­ситься на боль­шие глад­кие плос­ко­сти фаса­дов зда­ний. В этот слож­ный период вновь про­явил себя как выда­ю­щийся худож­ник и педа­гог Г.И. Мото­ви­лов. Он сумел соеди­нить высо­кие тра­ди­ции прин­ци­пов фор­мо­об­ра­зо­ва­ния антич­ного рельефа с совре­мен­ным худо­же­ствен­ным пла­сти­че­ским язы­ком и сти­ли­сти­че­ским строем.

Среди выпуск­ни­ков пер­вых набо­ров кафедры Архи­тек­турно-деко­ра­тив­ной пла­стики — выда­ю­щи­еся дея­тели оте­че­ствен­ной скульп­туры — А. Бурга­нов, В. Сидур, Ю. Орехов, М. Смир­нов, Ю. Александров.

Послед­ние деся­ти­ле­тия Стро­ганов­ской школы скульп­туры свя­заны с име­нем Алек­сандра Нико­ла­е­вича Бурга­нова, выда­ю­ще­гося скуль­птора, Народ­ного худож­ника России, Лауре­ата госу­дар­ствен­ной пре­мии СССР, про­фес­сора, док­тора искус­ство­вед­че­ских наук, дей­стви­тель­ного члена Россий­ской Акаде­мии Худо­жеств. А.Н. Бурга­нов — автор памят­ни­ков и мону­мен­тально-деко­ра­тив­ных ком­по­зи­ций, уста­нов­лен­ных раз­лич­ных горо­дах России, США, Бель­гии, Герма­нии, Фран­ции, Монго­лии, Югосла­вии и др. стран. За почти полу­ве­ко­вой период пре­по­да­ва­ния А.Н. Бурга­нов вос­пи­тал целую пле­яду выда­ю­щихся худож­ни­ков и скуль­пто­ров, среди кото­рых Народ­ные и Заслу­жен­ные худож­ники России, ака­де­мики, лау­ре­аты меж­ду­на­род­ных и рос­сий­ских госу­дар­ствен­ных пре­мий. Именно в эти годы, Школа пре­одо­лела при­клад­ное направ­ле­ние архи­тек­тур­ной скульп­туры и, в насто­я­щее время, рабо­тает почти во всех жан­рах и видах искус­ства скульп­туры, давая фун­да­мен­таль­ную базу своим сту­ден­там не только в обла­сти фигу­ра­тив­ного искус­ства, но и в обла­сти сво­бод­ной пла­стики и абстракт­ного искус­ства. Осно­вой мето­дик и про­грамм стало изу­че­ние внут­рен­них зако­но­мер­но­стей постро­е­ния скульп­тур­ной формы и худо­же­ствен­ных обра­зов неза­ви­симо от сти­ли­сти­че­ского направления.

Сегодня среди педа­го­гов кафедры заме­ча­тель­ные, выда­ю­щи­еся скуль­пторы, внес­шие весо­мый вклад в раз­ви­тие школы мону­мен­таль­ной скульптуры.
Профессор В.М. Акимуш­кина ста­рей­ший педа­гог, выпуск­ница пер­вого набора вос­со­здан­ной в 1945 г. Стро­га­новки, спе­ци­а­ли­зи­ру­ется в обла­сти меда­льер­ного искусства.
Заслу­жен­ный худож­ник России, про­фес­сор, кан­ди­дат искус­ство­вед­че­ских наук, выда­ю­щийся скуль­птор А.П. Смолен­ков посвя­тил свое твор­че­ство скульп­туре из мрамора.
Заслу­жен­ный худож­ник России, член-кор­ре­спон­дент РАХ, док­тор искус­ство­ве­де­ния, про­фес­сор кафедры М.А. Бурга­нова про­явила себя как талант­ли­вый скуль­птор, рабо­та­ю­щий во всех жан­рах скульп­туры, и как выда­ю­щийся уче­ный по исто­рии искус­ства скульп­туры. М.А. Бурга­нова явля­ется авто­ром науч­ных тру­дов по тео­рии и исто­рии скульптуры.
Среди педа­го­гов кафедры пре­крас­ные скуль­пторы, про­фес­сор, член-кор­ре­спон­дент РАХ, кан­ди­дат искус­ство­ве­де­ния И.А. Бурга­нов, доценты С.А. Савин и В.Г. Евро­пей­цев, стар­ший пре­по­да­ва­тель С.И. Костюк. Тради­ции кафедры про­дол­жают моло­дые педа­гоги Ю.А. Смолен­кова и М.Ф. Отра­дин­ский-Марков.

Все педа­гоги активно участ­вуют в совре­мен­ном худо­же­ствен­ном про­цессе, пред­став­ляют свои работы на  выстав­ках, участ­вуют в кон­кур­сах, уста­нав­ли­вают про­из­ве­де­ния мону­мен­таль­ной и деко­ра­тив­ной скульп­туры в город­ской среде.
Харак­те­ри­зуя учеб­ные зада­ния необ­хо­димо отме­тить те при­о­ри­теты, кото­рые лежат в основе мето­дики — это непре­мен­ный син­тез архи­тек­туры и скульп­туры. Уже в пер­вом зада­нии пер­вого курса перед сту­ден­тами четко ста­вятся задачи, опре­де­ля­ю­щие спе­ци­фику архи­тек­турно-деко­ра­тив­ной пластики.

Программы кафедры Мону­мен­тально-Деко­ра­тив­ной скульп­туры уни­кальны не только охва­том прак­ти­че­ски всех видов скульп­туры начи­ная от малых форм, кон­чая круп­ными мону­мен­таль­ными ансам­блями. Их осо­бен­ность в их уни­вер­саль­но­сти при­ме­ни­тельно к любой сти­ли­сти­че­ской кон­струк­ции, так как в основе метода и кон­цеп­ции Стро­га­нов­ской школы скульп­туры не сле­до­ва­ние за поверх­ност­ным выра­же­нием узна­ва­е­мого почерка эпохи, но реше­ние вопро­сов син­теза архи­тек­туры и скульп­туры, на базе общих зако­нов архи­тек­то­ники и  про­стран­ствен­ных струк­тур, обу­слав­ли­ва­ю­щих пла­сти­че­ский язык и худо­же­ствен­ный образ.

Среди выпуск­ни­ков пер­вых набо­ров воз­рож­ден­ной кафедры Архи­тек­турно-деко­ра­тив­ной пла­стики — выда­ю­щи­еся дея­тели оте­че­ствен­ной скульп­туры — А. Бурга­нов, В. Сидур, Ю. Орехов, М. Смир­нов, Ю. Алек­сан­дров, Г. Фран­гу­лян, В. Корнеев и др. Спустя много деся­ти­ле­тий выпуск­ники кафедры Мону­мен­тально-деко­ра­тив­ной скульп­туры сле­дуют тем зако­нам архи­тек­турно-деко­ра­тив­ной пла­стики в своем твор­че­стве, кото­рые они узнали в сте­нах Стро­га­новки. В одном из интер­вью Геор­гий Фран­гу­лян ска­зал об искус­стве скульп­туры и о том зна­че­нии, кото­рое имела в его твор­че­ской судьбе Стро­га­нов­кая школа скульп­туры: «…я все­гда говорю, что мое сча­стье, что я попал в Стро­га­новку. Ощуще­ние мате­ри­ала, мате­ри­аль­ной куль­туры — оно в нас живет. Я до сих пор убеж­ден, что если бы не Стро­га­новка, я бы не научился так пони­мать про­стран­ство, архи­тек­туру и скульптуру».

Госуслуги
Антитеррор
Гранты Президента Российской Федерации
banner
Вверх