О кафедре
Кафедра «Художественный металл» является одной из старейших в Академии, существует с момента ее основания. В положении об открытии «Школы рисования в отношении к искусствам и ремеслам», утвержденного 16 августа 1825 года придавалось большое значение подготовке рисовальщиков для промышленности, особенно таких профессий, как «золотых дел мастеров, бриллиантщиков, чеканщиков, бронзовщиков, слесарей... » — то есть акцент был сделан на художественно-проектной составляющей образовательного процесса. Школа была рассчитана на 360 человек. На начальном этапе существования в школе имелись три специализации, две из которых стали изначальным направлением работы кафедры: черчение, геометрия, рисование машин; рисование фигур и животных; рисование цветов и украшений
- В России предреволюционных лет (перед Октябрьской революцией 1917 года) процессы формообразования в изобразительном искусстве и в предметно-художественной сфере развивались в двух диаметрально противоположных направлениях — к максимально новому и к максимально проверенному традицией. Эта тенденция сохранилась в российском, советском и постсоветском пространстве визуальной культуры в течении всего 20-го века и актуальна до сих пор. Наиболее радикальные «левые» новаторские течения вышли на уровень разработки проблем формообразования, который включал в себя все виды пространственных искусств — супрематизм (К. Малевич) и конструктивизм (В. Татлин). В то же время быстро нарастали «правые» тенденции, неоклассика - И . Фомин, И. Жолтовский, В. Щуко, М. Лмевич, М. Перетаткович и др. известные архитекторы работали в неоклассике
- Образовательный процесс кафедры «Художественный металл» чутко реагировал на духовные поиски русской интеллигенции начала 20-века, процессы формообразования и актуальные направления художественной культуры. Кафедра готовила специалистов для художественной промышленности — ее выпускники были высококвалифицированными специалистами-ремесленниками, которые работали в литейной, кузнечной, ювелирной и других отраслях. Работы учащихся кафедры с успехом демонстрировались на многих международных выставках. При училище был специальный магазин, где продавались, в том числе выполненные учащимися в художественных мастерских кафедры, изделия из серебра, бронзы, меди, кованная утварь, изделия из камня и кости, которые пользовались неизменным
- Полная программа обучения в начале 20-го века была рассчитана на восемь лет. Программа обучения в училище предусматривала раздельное прохождение научных (общеобразовательных)·и художественных дисциплин — прообраз современного модульного образования. Учащийся мог числиться в разных классах: по научным предметам — в одном, по художественным — в другом. Это позволяло быстро продвигаться способным ученикам.
- Преподававшие здесь Д. Щербиновский, С. Ноаковский, И. Жолтовский, Ф. Шехтель, А. Щусев, Н. Андреев, Ф. Федоровский и другие художники, архитекторы и скульпторы не только расширяли художественный кругозор учащихся, но и фактически к 1917 году создали высокий общий уровень художественной подготовки.
- С первых лет постреволюционной России для Строгановского училища в целом и кафедры в частности начался новый этап развития. После Февральской революции 1917 года быстро нарастала активность студентов Строгановского училища, которые выступали за реорганизацию учебного заведения, и смену методики преподавания. Были созданы Государственные Свободные Художественные Мастерские (ГСХМ), которые просуществовали до 1920 г. Образовательные программы в ГСХМ отсутствовали, продолжался процесс роста необычной по творческой структуре высшей школы, методы учебы в которой противо- поставлялись академическим методам обучения. Считалось, что в ГСХМ используют все лучшее из прошлого, в частности из опыта эпохи Ренессанса – так руководитель мастерской назывался главным мастером, его помощники -- мастерами, а студенты подмастерьями. Мастерские были творчески автономны, руководитель мастерской сам определял программу занятий и круг изучаемых художественных дисциплин — мастерскими по эмали руководил П. Кузнецов, металлической скульптуры — Н. Андреев.
- В 1920 г. Первые и Вторые Государственные свободные художественные мастерские в Москве (бывшие Императорское Строгановское Центральное художественно-промышленное училище и Училище живописи, ваяния и зодчества) были реформированы и преобразованы в Высшие Художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС) с факультетами архитектуры, живописи, скульптуры, текстиля, керамики, дерева и железообработки. Мастерскими руководила
«выборная коллегия», в которую вошли «левые» Ф. Ф. Федоровский, С. В. Ноаковский, А. В. Щусев, и «правые» — Ф. О. Шехтель и М. П. Солодовникова. В 2020-х годах ВХУТЕМАС, стал одной из самых значительных в мировой истории художественных школ, являвшаяся не только образовательным учреждением, но центром новой философии образования. Горизонтальные небоскрёбы и проуны (ПрОект Утверждения Нового) Л. Лисицкого, конструктивистские эксперименты А. Родченко, «машинное искусство» В. Татлина, новая философия цвета и абстракционизм В. Кандинского, прорывные архитектурно-пластические идеи К. Мельникова, визуальные и хроматические новации В. Степановой – великие произведения профессоров-авангардистов ВХУТЕМАСа стали известны и признаны во всем мире. Методика, созданная в те годы, явилась основой современного дизайнерского образования. Именно интеллектуальная и художественная стилистика авангарда в области архитектуры, промышленной эстетики, графического и средового дизайна, ярко воплотившаяся во ВХУТЕМАСе, явилась важнейшим вкладом России в человеческую цивилизацию в ХХ веке. Всё это стало предвестником становления дизайна как новой тотальной визуальной системы.
- Однако ВХУТЕМАС был не только одним из центров русского авангарда, в его стенах соединяли свои интеллектуальные усилия и представители академического направления (архитекторы И. Жолтовский, А. Щусев, Ф. Шехтель), демонстрируя целостность российской философской и художественной традиции. С 1921 г. в московском ВХУТЕМАСе работал выдающийся художник-график и теоретик искусства В. А. Фаворский (1886—1964). Годы его ректорства (1923—1926) считают наиболее прогрессивными.
- Руководителем МЕТАЛЛФАКа (и позже - объединенного ДЕРМЕТФАКА) стал А. Родченко, который сформулировал его задачу как возможность «дать государству кадры художников – конструктивистов». Революционный романтизм молодой республики затронул учебный процесс, а слова вхутемасовского кумира В. Маяковского стали лозунгом учащихся:
«Мы – разносчики новой веры,Красоте задающий железный тон,
Чтобы природами хилы ми не сквернили скверы
В небеса шарахаем железобетон»
На страницах газеты «Искусство коммуны» в статьях О. Брика, Б. Кушнера и Н. Пунина была остро поставлена проблема о соотношении искусства и производства, о роли художника в производстве. В одной из своих статей О. Брик призывал художников «немедленно ... приступить к действительно творческой работе. Фабрики, заводы, мастерские ждут, чтобы к ним пришли художники и дали им образцы новых невиданных вещей». «Надо немедленно организовать институты материальной культуры, где художники готовились бы к работе над созданием новых вещей пролетарского обихода, где бы вырабатывались типы этих вещей, этих будущих произведений искусства». (О. Брик. Дренаж искусству. -- Газета «Искусство коммуны», 7 декабря 1919 г. ) Была разбита психологическая стена между работой и творчеством — все, что создавалось человеком, объявлялось творчеством, труд и люди труда были подняты на уровень искусства, общая идея приближения искусства к жизни, к труду, к производству рассматривалась как плодотворная и связывалась с задачами формирования нового общества.
А. Родченко сформулировал концепцию образовательного процесса МЕТФАКА, которая является основой образовательных программ кафедры «Художественный металл» в современности:
Объективный научный метод преподавания. Выявление первоэлементов художественного языка – таких как линия, геометрическая форма, цвет, фактура, движение и т.д. Создание пропедевтических дисциплин «Пространство», «Цвет», «Графика» и «Объем» как первой, аналитической стадии обучения, их соединение друг с другом в различных сочетаниях, для выявления законов композиции.
- Два года подготовки на «общем» отделении, специализация по направлениям начинается с 3-его курса
- Преподавание дисциплин циклами:
- художественный цикл (пространственный концентр, объемный концентр, цветовой концентр, графический концентр (технический рисунок, черчение, перспектива, теория теней);
- художественно-производственный цикл (культура материала, художественно- техническое проектирование (внутреннее оборудование, штамповально-давильные изделия), контрольное проектирование;
- искусствоведческий цикл (социология искусства);
- физико-математический цикл (физика, химия, начертательная геометрия, высшая математика (аналитическая геометрия в плоскости и в пространстве, дифференциальное исчисление, интегральное исчисление и дифференциальные уравнения; теоретическая механика; техника вычислений)
- инженерный цикл (сопротивление материалов, графостатика, конструкции металлических сооружений, детали машин)
- технологический цикл (технология металлов (теория сплавов, литейное дело); термическая обработка металлов; инструментальное дело; принципы организации производства; специальный курс электротехники; осветительная техника; технология горячей эмали; технология лаков и красок по металлу; электротехническое осаждение металла
- обществоведческий цикл (политическая экономия; диалектический и исторический материализм; история ВКПб; профдвижение
- лаборатории (по электротехнике; по технологии эмали; по технологии лаков и красок
- практики (литейная мастерская; механическая мастерская; на фабрично-заводских предприятиях)
Кафедра «Художественной обработки металла и других материалов» (ХОМ) стала одной из первых кафедр открытых в воссозданном в 1945 году МГХПУ и явилась, в очередной раз, как носителем прогрессивных идей, так и хранителем культурных и ремесленных традиций — из нее вышли кафедры всех видов дизайна и реставрации металла. В разные годы ХОМ возглавляли известные художники и педагоги: З.Н. Быков (1945-1967), А.В. Флёров (1967-1972), С. И. Борисов (1972-1984), А. А. Мельник (1984-1991), А.М. Панин (1991-1993), Н.А. Кравцов (1993-1997), С.В.Федунов (1997-2015). Из ДЕРМЕТФАКа и кафедры «Художественной обработки металла и других материалов» в разные годы выделились другие кафедры Строгановской академии – кафедра промышленного дизайна, дизайна мебели, реставрации художественного металла.
- С сентября 2016 г. кафедрой «Художественный металл» заведует М.Г. Круглова, выпускница кафедры 1988 г.
Обучение производится по программам бакалавриата и академической очной магистратуры (с 2017 г.). Определены следующие следующих творческие направления (модули):- архитектурный металл
- малые архитектурные формы (элементы среды и детали архитектуры)
- художественная ковка
- оружейное искусство
- ювелирное искусство
- часы
- эмальерное искусство
- магистратура
- технологические, социологические, урбанистические, культурологические исследования в области архитектурного металла, ювелирного и оружейного искусства, художественных эмалей
- Современный уровень развития технологий и бизнес-коммуникаций требует от выпускника Академии не только овладения ремеслом, но и творческого мышления, грамотного управления художественном проектом, владения техниками презентации и ведения переговоров, интеграции в международные арт- и бизнес сообщества
- Сохраняя бесценное наследие прошлого, на кафедре происходит изучение современных, в том числе цифровых технологий, новых материалов и подходов, что способствует развитию творческого мышления, самостоятельности принятия профессиональных решений и свободы творчества
- архитектурный металл