Кафедра "Худо­же­ствен­ное про­ек­ти­ро­ва­ние инте­рье­ров"

Кафедра «Художественное проектирование интерьеров» осуществляет подготовку студентов по образовательным программам высшего образования:

- Программе бакалавриата 54.03.01 Дизайн, профиль «Дизайн интерьера» (срок обучения 4 года)

- Программе специалитета 54.05.01 Монументально-декоративное искусство, специализация художественно-декоративное искусство(интерьер) (срок обучения 6 лет)

- Программе магистратура 54.04.01 Дизайн, профиль «Дизайн интерьера» (срок обучения 2 года)  

О кафедре

Кафедра "Худо­же­ствен­ное про­ек­ти­ро­ва­ние инте­рье­ров" создана в 1956 году в про­цессе раз­ви­тия струк­туры уни­вер­си­тета. За время суще­ство­ва­ния кафедры в ее составе рабо­тали извест­ные мастера архи­тек­туры: В.Г. Гель­фрейх, Д.М. Поля­ков, Г.А. Заха­ров, А.М. Чечу­лин, В.П. Калмы­ков, А.И. Свири­дов. Будучи заве­ду­ю­щими кафед­рой, они зало­жили основы учеб­ной про­граммы и направ­ле­ние, кото­рое про­дол­жает раз­ви­ваться в мето­ди­че­ской работе.

Основ­ным мето­дом обу­че­ния сту­ден­тов и под­го­товки их к само­сто­я­тель­ной дея­тель­но­сти, твор­че­ской работе явля­ется выпол­не­ние про­ект­ных работ под руко­вод­ством пре­по­да­ва­те­лей и консультантов.

Мето­ди­че­ские и твор­че­ские задачи реша­ются на базе основ­ных типов совре­мен­ных архи­тек­тур­ных соору­же­ний и фрагментов.

Программа курса «Проек­ти­ро­ва­ние» постро­ена по прин­ципу после­до­ва­тель­ного услож­не­ния выда­ва­е­мых зада­ний: от гра­фи­че­ских упраж­не­ний и про­ек­ти­ро­ва­ния неслож­ных про­стран­ственно и функ­цио­нально соору­же­ний, про­стей­ших инте­рье­ров, к созда­нию про­ек­тов слож­ных мно­го­чис­лен­ных архи­тек­тур­ных или экс­по­зи­ци­он­ных ансамблей.

Одновре­менно воз­рас­тает объ­ем­ность и все­сто­рон­ность раз­ра­ботки про­ек­тов — вплоть до выпол­не­ния рабо­чих чер­те­жей отдель­ных фраг­мен­тов и дета­лей интерьера.

Програм­мой преду­смат­ри­ва­ется более 50 кур­со­вых работ как дли­тель­ных про­ек­тов, так и крат­ко­сроч­ных зада­ний — кла­у­зур (4 часа), исполь­зу­е­мых для акти­ви­за­ции твор­че­ского про­цесса и про­верки само­сто­я­тель­но­сти студента.

Исход­ные дан­ные каж­дого зада­ния, осно­ван­ные на целе­вых уста­нов­ках, нор­мах про­ек­ти­ро­ва­ния, ана­лизе харак­тера архи­тек­тур­ного объ­екта, окру­жа­ю­щей среды и т. п., под­го­тав­ли­ва­ются веду­щим педа­го­гом. Состав­лен­ное зада­ние на про­ек­ти­ро­ва­ние после утвер­жде­ния его кафед­рой в пись­мен­ном виде выда­ются сту­ден­там. Препо­да­ва­тель сопро­вож­дает выдачу бесе­дой, рас­кры­ва­ю­щей смысл и цели зада­ния и состав­ляет биб­лио­гра­фию книг и ста­тей, осве­ща­ю­щих для сту­ден­тов дан­ную тему. Кроме того, выдача зада­ния сопро­вож­да­ется ввод­ной лек­цией. В ввод­ных лек­циях изла­га­ются типо­ло­ги­че­ские и нор­ма­тив­ные дан­ные, дается основ­ная мето­ди­че­ская уста­новка. К про­ве­де­нию ввод­ных и пояс­ня­ю­щих зада­ния лек­ций при­вле­ка­ются спе­ци­а­ли­сты и кон­суль­танты не только из числа пре­по­да­ва­те­лей кафедры в инсти­туте, но также из спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ных архи­тек­турно-про­ект­ных и худо­же­ствен­ных организаций.

Учеб­ные зада­ния сту­ден­там выда­ются на основе реаль­ных про­ек­тов зда­ний и соору­же­ний, име­ю­щих кон­крет­ную гра­до­стро­и­тель­ную основу. Процесс выпол­не­ния зада­ний идет посто­янно на фоне глу­бо­кого озна­ком­ле­ния сту­ден­тов с осно­вами про­ек­ти­ро­ва­ния задан­ного типа зда­ний, разъ­яс­ня­ются прин­ципы их ком­по­зи­ции, их тра­ди­ции и совре­мен­ный опыт, тех­но­ло­ги­че­ские и тех­ни­че­ские тре­бо­ва­ния, на кон­крет­ных при­ме­рах ана­ли­зи­ру­ются в тео­ре­ти­че­ском и прак­ти­че­ском пла­нах и пояс­ня­ются соот­но­ше­ния кон­струк­тив­ного и деко­ра­тив­ного в архи­тек­туре. Раскры­ва­ются поня­тия мас­штаб­но­сти, про­пор­ций и архи­тек­тур­ной тек­то­ники. Разви­ва­ются пред­став­ле­ния о син­тезе изоб­ра­зи­тель­ных искусств, о логике постро­е­ния и раз­ви­тия, орга­нич­но­сти худо­же­ствен­ной формы, о без­услов­ном пони­ма­нии про­ект­ной работы, как про­цесса созда­ния гар­мо­нич­ного архи­тек­турно-худо­же­ствен­ного ансамбля.

Учеб­ные про­екты выпол­ня­ются в чер­те­жах и маке­тах. Состав про­екта вклю­чает планы, фасады, раз­резы, раз­вертки поме­ще­ний; фраг­менты, пер­спек­тивы и макеты.

Маке­ти­ро­ва­ние явля­ется одним из мето­дов про­ек­ти­ро­ва­ния с помо­щью кото­рого сту­дент уточ­няет объ­емно-про­стран­ствен­ную ком­по­зи­цию. Обос­но­ва­ние при­ня­того худо­же­ствен­ного реше­ния, выбор отде­лоч­ных мате­ри­а­лов, тех­нико-эко­но­ми­че­ский рас­чет по отде­лоч­ным рабо­там при­во­дятся в анно­та­циях к про­ек­там, либо в пояс­ни­тель­ных записках.

Мето­дика выпол­не­ния кур­со­вых работ в схеме следующая:

  • выдача зада­ния и ввод­ная лекция;
  • ввод­ные кла­у­зуры на тему зада­ния (или на фраг­мент ее) и мето­ди­че­ский раз­бор их;
  • раз­ра­ботка и утвер­жде­ние эскиза-идеи и мето­ди­че­ский разбор;
  • выпол­не­ние чер­те­жей про­екта в задан­ном объеме;
  • кафед­раль­ный про­смотр и мето­ди­че­ский раз­бор веду­щим пре­по­да­ва­те­лем ито­гов работы каж­дого сту­дента в группе.

В про­цессе учебы сту­денты зна­ко­мятся с основ­ными типами архи­тек­тур­ных соору­же­ний и при­е­мами их внут­рен­ней архи­тек­турно-худо­же­ствен­ной и тех­но­ло­ги­че­ской орга­ни­за­ции, отделки и оборудования.
Завер­ше­нием курса про­ек­ти­ро­ва­ния явля­ется диплом­ное задание.
На пер­вом этапе диплом­ного про­ек­ти­ро­ва­ния сту­денты пишут рефе­рат на тему диплом­ного зада­ния (исто­рия раз­ви­тия и миро­вой опыт по дан­ной теме — пред­про­ект­ный ана­лиз). Програм­мой преду­смат­ри­ва­ются тема­ти­че­ские зкс­кур­сии, во время кото­рых сту­денты зна­ко­мятся с наи­бо­лее зна­чи­тель­ными совре­мен­ными соору­же­ни­ями и памят­ни­ками архитектуры.
Особен­но­стью про­граммы курса «Проек­ти­ро­ва­ние» явля­ется его ком­плекс­ное постро­е­ние и широ­кий охват мно­гих про­блем — архи­тек­тур­ные кон­струк­ции и отде­лоч­ные мате­ри­алы, мебель и осве­ти­тель­ная арма­тура, син­тез искусств и ланд­шафт­ная архи­тек­тура и т. д. Полу­чен­ные зна­ния и навыки поз­во­ляют выпуск­ни­кам кафедры «Проек­ти­ро­ва­ние инте­рье­ров» успешно рабо­тать в про­ект­ных орга­ни­за­циях пол­но­прав­ными чле­нами твор­че­ских, архи­тек­тур­ных и худо­же­ствен­ных кол­лек­ти­вов, выпол­няя всю палитру про­фес­сио­наль­ных обя­зан­но­стей худож­ника-архи­тек­тора в обла­сти про­ек­ти­ро­ва­ния интерьеров.

 Примеры работ студентов кафедры "Художественное проектирование интерьеров" 

Госуслуги
Антитеррор
Гранты Президента Российской Федерации
banner
Вверх