Факультет монументально-декоративного и декоративно-прикладного искусства

Факультет монументально-декоративного и декоративно-прикладного искусства

О кафедре


Кафедра художественной обработки металла была в числе первых воссозданных в Строгановском училище в 1945 году. Первым заведующим кафедрой металла с момента воссоздания училища был З. Н. Быков (в последствии - ректор МВХПУ б.Строгановское).
К педагогической работе были привлечены многие бывшие воспитанники Строгановского училища, которые вели творческую подготовку студентов на кафедре. Среди них: профессор Ф.Я. Мишуков, один из создателей методических основ советской реставрационной практики в области художественного металла; Доцент Ф.П. Козлов, работавший художником на фирме Фаберже; Доцент Л.X. Рапник.На кафедре также работали такие крупные специалисты как доцент В.П. Петров, профессор А.В. Флеров, которые в свою очередь воспитали прекрасных художников и педагогов.

Уникальность обучения на кафедре заключается в том, что дает возможность студентам за время обучения познакомиться со всей широтой применения художественного металла, начиная с ювелирных изделий, медалей, кубков, мелкой пластики, посуды, заканчивая монументальными изделиями для оформления интерьера, экстерьера и отдельно стоящих композиций для Оформление улиц и площадей.

View the embedded image gallery online at:
https://mghpu.ru/education/fakultet-mdidpi#sigProId69e27452cd

Процесс формирования специалиста, связанного с производственными мастерскими, где студенты обучают основам производства и изготовления изделий из металла и других материалов. Обучающиеся имеют возможность соприкоснуться и почувствовать свойства материалов во время работы над проектом и моделями. На кафедре металла продолжают существовать и развиваться великолепные мастерские: кузнечная, литейная, гипсомодельная, гальваническая, ювелирная, чеканная, эмальерная, слесарно-инструментальная, где преподают опытные педагоги и мастера высокой квалификации. 

View the embedded image gallery online at:
https://mghpu.ru/education/fakultet-mdidpi#sigProId6ea199838f

Выполнение программ по проектированию и изготовлению изделий из материала начинается с несложных и небольших по объему предметов.Постепенно сложность заданий и их объем увеличивается, при этом студенты начинают решать комплексные задачи. Художник по металлу формируется уже с первого курса. Студенты, копируя музейные экспонаты, обучаются графике, композиции и технологии. Занятия проводятся в музее Строгановского Университета.
В настоящее время работа по проектированию и выполнению изделий из металла начинается на втором курсе и, являясь промежуточным профессиональным образованием художников декоративно-прикладного искусства, систематически продолжается в течение всего времени обучения. Подготовка студентов кафедрами металлов на основе органического соединения теоретического и практического обучения с производственной работой на предприятиях и в учебно-производственных мастерских училища.
Каждый год обучения заканчивается летней практикой, которая состоит из двух частей: рисовальная и производственная в мастерских. Цель летней практики - закрепить навыки производственного мастерства.

На 1-м курсе в летнюю практику входят зарисовки и обмеры кованных решеток архитектурных достопримечательностей Москвы и Санкт-Петербурга в разных исторических стилях.

На 2-м курсе студенты делают эскизы и наброски в Ботаническом саду, в дальнейшем стилизуя их в различные предметы декоративно-прикладного искусства.

На 3-м курсе практики проходит в Московском Зоопарке - делаются зарисовки животных и птиц, которые затем исполняются из металла.

На 4-м курсе проводится проектная практика с выполнением в материале заданий кафедры по заявкам различных фирм.

View the embedded image gallery online at:
https://mghpu.ru/education/fakultet-mdidpi#sigProIde57ff7dd76

Разнообразие форм и мотивов студентов используют для передачи своих мыслей в проекте. Охватывается широкий диапазон тем: значки, медали, кованные предметы - от подсвечника до мебели, металл в экстерьере и интерьере, ювелирные гарнитуры и многое другое. Курсовые и дипломные работы студентов экспонируются на многих Российских и Международных выставках. 

В настоящее время выпускники кафедры ХОМ работают ведущими художниками и мастерами на лучших предприятиях и фирмах России и Зарубежья. А также становятся педагогами как в Строгановском университете, так и в аналогичных учебных заведениях России. Их творчество помогает понять и выявить сложившиеся традиции многих выдающихся достижений в российском декоративно-прикладном искусстве. Объединение различных техник и материалов, а также разнообразных орнаментальных мотивов способствуют рождению единой художественной системы, отвечая стремлению времени и синтезу искусств. Учебные проекты кафедры металла Строгановского университета,

 


Работы студентов кафедры

О кафедре

В 1959 году в МВХПУ (б. Стро­га­нов­ское), на базе уже существовавшей в то время кафедры керамики, был произведен первый набор студентов на первый курс отделения «Художественное стекло».  
Заведующим объединенной кафедры стал профессор В.А. Васильев, который привлек к работе многих известных художников, среди которых были такие именитые мастера как В.А. Ватагин, Г.А. Антонова, С.М. Бескинская, М.Л. Нестеренко, В.П. Статун, Н.И. Левицкая, Н.С. Селезнев, А.Г. Ланцетти, З.С. Федорова. Онито и стали первыми учителями последующих поколений педагогов и художников, таких как Ю.П. Сергеев, И.Г. Французова, Л.И. Савельева, М.С. Якушева, Ф.А. Ибрагимов, В. Лобов, Л.И. Никитина, Ю.Н. Мерзликина, А.Б. Феряев, Л.Г. Грошкова, А.А. Ширинская. Нашим преподавателям выпала высокая честь продолжить традиции прославkенного ВХУТЕМАСа и МИПИиДИ. На их плечи легла большая ответственность реализации программы выпуска специалистов, способных выполнить не только дипломную работу, но и готовых к самостоятельной творческой деятельности.
 
View the embedded image gallery online at:
https://mghpu.ru/education/fakultet-mdidpi#sigProId47b228930b
 В насто­я­щее время на кафедре «Худо­же­ствен­ное стекло» МГХПУ им. С. Г. Стро­га­нова про­ек­ти­ро­ва­ние и моде­ли­ро­ва­ние изде­лий из стекла явля­ется основ­ным пред­ме­том в системе дис­ци­плин дан­ной спе­ци­а­ли­за­ции. Программы всех кур­сов преду­смат­ри­вают как тео­ре­ти­че­ские, так и прак­ти­че­ские заня­тия. Поскольку наш уни­вер­си­тет гото­вит худож­ни­ков, ори­ен­ти­ро­ван­ных на работу в сфере серий­ного про­из­вод­ства изде­лий из стекла, то вла­де­ние осно­во­по­ла­га­ю­щими тех­но­ло­ги­че­скими прин­ци­пами и зна­ние потен­ци­ала оте­че­ствен­ной сте­коль­ной про­мыш­лен­но­сти обес­пе­чи­ва­ется еже­год­ной про­из­вод­ствен­ной прак­ти­кой. К боль­шому сожа­ле­нию, сте­коль­ная про­мыш­лен­ность России в наши дни пере­жи­вает не луч­шие вре­мена и ино­гда созда­ется впе­чат­ле­ние, что все поги­бает… Но все мы пони­маем, что это — вре­мен­ное явле­ние и упорно про­дол­жаем гото­вить насто­я­щих про­фес­сио­на­лов, спо­соб­ных решать любые задачи, начи­ная с тех, что сегодня выдви­гает про­мыш­лен­ный дизайн, и вклю­чая те, кото­рые пред­по­ла­гают погру­же­ние в сферу деко­ра­тивно-при­клад­ного искусства.
 
View the embedded image gallery online at:
https://mghpu.ru/education/fakultet-mdidpi#sigProId7f3e48b14f
Второе зада­ние каж­дого семестра пред­по­ла­гает выпол­не­ние сту­ден­тами про­екта, свя­зан­ного с реше­нием архи­тек­тур­ной ситу­а­ции. В зави­си­мо­сти от курса раз­ра­ба­ты­ва­ются про­екты вит­ража, све­то­вой ком­по­зи­ции, све­то­пла­стики, деко­ра­тив­ной решетки и т. д. Зада­ния, свя­зан­ные с рабо­той в архи­тек­туре, выда­ются и кон­суль­ти­ру­ются с уча­стием спе­ци­а­ли­ста в обла­сти инте­рьера, выпуск­ника МГХПУ им. Стро­га­нова Зинчука А. Е. Таким обра­зом рас­ши­ря­ется диа­па­зон обла­стей, где выпуск­ники нашего уни­вер­си­тета могут реа­ли­зо­вы­вать при­об­ре­тен­ные ими в про­цессе обу­че­ния зна­ния и прак­ти­че­ские навыки.
 
View the embedded image gallery online at:
https://mghpu.ru/education/fakultet-mdidpi#sigProIdf3ae7f3d57
Вполне есте­ственно, что столь обшир­ная область при­ме­не­ния твор­че­ских спо­соб­но­стей, какой явля­ется худо­же­ствен­ное стекло, тре­бует от нас — пре­по­да­ва­те­лей — про­дол­же­ния и раз­ви­тия тра­ди­ций, зало­жен­ных вели­ко­леп­ными худож­ни­ками рус­ского стек­ло­де­лия, оста­вив­шими замет­ный след в искус­стве про­шлого века: Заслу­жен­ными худож­ни­ками РСФСР Б. А. Смир­но­вым и А. А. Липской, народ­ным худож­ни­ком РСФСР Е. И. Рого­вым, лау­ре­а­том Госу­дар­ствен­ной пре­мии Ф. С. Энте­ли­сом, С. Н. Бескин­ской, Г. А. Анто­но­вой и дру­гими, не менее извест­ными масте­рами, вышед­шими из сле­ду­ю­щего, уже нашего поко­ле­ния, выпуск­ни­ками МВХПУ (б. Стро­га­нов­ское) и ЛХПУ им. В. И. Мухиной.  
 

Кафедра кера­мики и стекла создана в Москов­ском выс­шем худо­же­ственно-про­мыш­лен­ном учи­лище (быв­шее Стро­га­нов­ское) в 1957 году при­ка­зом Мини­стер­ства выс­шего и сред­него обра­зо­ва­ния. Кафедра гото­вит худож­ни­ков-керамистов.  

История кафедры

Для работы на кафедре были привлечены такие известные художники и педагоги как В.А. Ватагин, Г.А. Антонова, П.М. Кожин, С.М. Бескинская, Н.С. Селезнев. Первым заведующим кафедрой был В.А. Васильев — замечательный художник, прививавший студентам живописную культуру. С 1982 по 2002 год кафедру возглавлял кандидат искусствоведения, профессор Ю.П. Сергеев — многогранный художник и прекрасный организатор.

В 2002 году на базе кафедры керамики и стекла были созданы две самостоятельные кафедры: "Художественной керамики" и "Художественного стекла".

В настоящее время на кафедре преподают ведущие специалисты в области художественной керамики: В.А. Малолетков — Народный художник России, действительный член Российской академии художеств, Лауреат и дипломант международных конкурсов и симпозиумов; опытные педагоги, участники и дипломанты всесоюзных и зарубежных выставок — Г.Н. Антипова, В.Ю. Николаев, О.В. Татаринцев, Н.Ю. Хлебцевич, , Ю.Б. Шабаева, Т.В. Шевчук, Е.А. Юдина.

Успешность выполнения учебных заданий, усвоения профессиональных навыков определяется опытом и работой мастеров производственного обучения, работающих на кафедре. Производственную практику студенты проходят в мастерских кафедры и на керамических заводах страны.

Выпускники кафедры достойно представляют Строгановскую школу на выставках и на производстве. Выпускники кафедры востребованы, работают на частных заводах, различных керамических предприятиях, в художественных школах, музеях. Выпускники бакалавриата могут продолжить свое образование на кафедре в магистратуре, выбрав одно из четырёх направлений: архитектурная керамика, студийная керамика, функциональная керамика, малая пластика. Дипломированные магистры, проявившие склонность к научной работе, могут продолжить обучение в аспирантуре.  

Группа кафедры "Художественная керамика" на facebook

Кафедра «Художественное проектирование интерьеров» осуществляет подготовку студентов по образовательным программам высшего образования:

- Программе бакалавриата 54.03.01 Дизайн, профиль «Дизайн интерьера» (срок обучения 4 года)

- Программе специалитета 54.05.01 Монументально-декоративное искусство, специализация художественно-декоративное искусство(интерьер) (срок обучения 6 лет)

- Программе магистратура 54.04.01 Дизайн, профиль «Дизайн интерьера» (срок обучения 2 года)  

О кафедре

Кафедра "Худо­же­ствен­ное про­ек­ти­ро­ва­ние инте­рье­ров" создана в 1956 году в про­цессе раз­ви­тия струк­туры уни­вер­си­тета. За время суще­ство­ва­ния кафедры в ее составе рабо­тали извест­ные мастера архи­тек­туры: В.Г. Гель­фрейх, Д.М. Поля­ков, Г.А. Заха­ров, А.М. Чечу­лин, В.П. Калмы­ков, А.И. Свири­дов. Будучи заве­ду­ю­щими кафед­рой, они зало­жили основы учеб­ной про­граммы и направ­ле­ние, кото­рое про­дол­жает раз­ви­ваться в мето­ди­че­ской работе.

Основ­ным мето­дом обу­че­ния сту­ден­тов и под­го­товки их к само­сто­я­тель­ной дея­тель­но­сти, твор­че­ской работе явля­ется выпол­не­ние про­ект­ных работ под руко­вод­ством пре­по­да­ва­те­лей и консультантов.

Мето­ди­че­ские и твор­че­ские задачи реша­ются на базе основ­ных типов совре­мен­ных архи­тек­тур­ных соору­же­ний и фрагментов.

Программа курса «Проек­ти­ро­ва­ние» постро­ена по прин­ципу после­до­ва­тель­ного услож­не­ния выда­ва­е­мых зада­ний: от гра­фи­че­ских упраж­не­ний и про­ек­ти­ро­ва­ния неслож­ных про­стран­ственно и функ­цио­нально соору­же­ний, про­стей­ших инте­рье­ров, к созда­нию про­ек­тов слож­ных мно­го­чис­лен­ных архи­тек­тур­ных или экс­по­зи­ци­он­ных ансамблей.

Одновре­менно воз­рас­тает объ­ем­ность и все­сто­рон­ность раз­ра­ботки про­ек­тов — вплоть до выпол­не­ния рабо­чих чер­те­жей отдель­ных фраг­мен­тов и дета­лей интерьера.

Програм­мой преду­смат­ри­ва­ется более 50 кур­со­вых работ как дли­тель­ных про­ек­тов, так и крат­ко­сроч­ных зада­ний — кла­у­зур (4 часа), исполь­зу­е­мых для акти­ви­за­ции твор­че­ского про­цесса и про­верки само­сто­я­тель­но­сти студента.

Исход­ные дан­ные каж­дого зада­ния, осно­ван­ные на целе­вых уста­нов­ках, нор­мах про­ек­ти­ро­ва­ния, ана­лизе харак­тера архи­тек­тур­ного объ­екта, окру­жа­ю­щей среды и т. п., под­го­тав­ли­ва­ются веду­щим педа­го­гом. Состав­лен­ное зада­ние на про­ек­ти­ро­ва­ние после утвер­жде­ния его кафед­рой в пись­мен­ном виде выда­ются сту­ден­там. Препо­да­ва­тель сопро­вож­дает выдачу бесе­дой, рас­кры­ва­ю­щей смысл и цели зада­ния и состав­ляет биб­лио­гра­фию книг и ста­тей, осве­ща­ю­щих для сту­ден­тов дан­ную тему. Кроме того, выдача зада­ния сопро­вож­да­ется ввод­ной лек­цией. В ввод­ных лек­циях изла­га­ются типо­ло­ги­че­ские и нор­ма­тив­ные дан­ные, дается основ­ная мето­ди­че­ская уста­новка. К про­ве­де­нию ввод­ных и пояс­ня­ю­щих зада­ния лек­ций при­вле­ка­ются спе­ци­а­ли­сты и кон­суль­танты не только из числа пре­по­да­ва­те­лей кафедры в инсти­туте, но также из спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ных архи­тек­турно-про­ект­ных и худо­же­ствен­ных организаций.

Учеб­ные зада­ния сту­ден­там выда­ются на основе реаль­ных про­ек­тов зда­ний и соору­же­ний, име­ю­щих кон­крет­ную гра­до­стро­и­тель­ную основу. Процесс выпол­не­ния зада­ний идет посто­янно на фоне глу­бо­кого озна­ком­ле­ния сту­ден­тов с осно­вами про­ек­ти­ро­ва­ния задан­ного типа зда­ний, разъ­яс­ня­ются прин­ципы их ком­по­зи­ции, их тра­ди­ции и совре­мен­ный опыт, тех­но­ло­ги­че­ские и тех­ни­че­ские тре­бо­ва­ния, на кон­крет­ных при­ме­рах ана­ли­зи­ру­ются в тео­ре­ти­че­ском и прак­ти­че­ском пла­нах и пояс­ня­ются соот­но­ше­ния кон­струк­тив­ного и деко­ра­тив­ного в архи­тек­туре. Раскры­ва­ются поня­тия мас­штаб­но­сти, про­пор­ций и архи­тек­тур­ной тек­то­ники. Разви­ва­ются пред­став­ле­ния о син­тезе изоб­ра­зи­тель­ных искусств, о логике постро­е­ния и раз­ви­тия, орга­нич­но­сти худо­же­ствен­ной формы, о без­услов­ном пони­ма­нии про­ект­ной работы, как про­цесса созда­ния гар­мо­нич­ного архи­тек­турно-худо­же­ствен­ного ансамбля.

Учеб­ные про­екты выпол­ня­ются в чер­те­жах и маке­тах. Состав про­екта вклю­чает планы, фасады, раз­резы, раз­вертки поме­ще­ний; фраг­менты, пер­спек­тивы и макеты.

Маке­ти­ро­ва­ние явля­ется одним из мето­дов про­ек­ти­ро­ва­ния с помо­щью кото­рого сту­дент уточ­няет объ­емно-про­стран­ствен­ную ком­по­зи­цию. Обос­но­ва­ние при­ня­того худо­же­ствен­ного реше­ния, выбор отде­лоч­ных мате­ри­а­лов, тех­нико-эко­но­ми­че­ский рас­чет по отде­лоч­ным рабо­там при­во­дятся в анно­та­циях к про­ек­там, либо в пояс­ни­тель­ных записках.

Мето­дика выпол­не­ния кур­со­вых работ в схеме следующая:

  • выдача зада­ния и ввод­ная лекция;
  • ввод­ные кла­у­зуры на тему зада­ния (или на фраг­мент ее) и мето­ди­че­ский раз­бор их;
  • раз­ра­ботка и утвер­жде­ние эскиза-идеи и мето­ди­че­ский разбор;
  • выпол­не­ние чер­те­жей про­екта в задан­ном объеме;
  • кафед­раль­ный про­смотр и мето­ди­че­ский раз­бор веду­щим пре­по­да­ва­те­лем ито­гов работы каж­дого сту­дента в группе.

В про­цессе учебы сту­денты зна­ко­мятся с основ­ными типами архи­тек­тур­ных соору­же­ний и при­е­мами их внут­рен­ней архи­тек­турно-худо­же­ствен­ной и тех­но­ло­ги­че­ской орга­ни­за­ции, отделки и оборудования.
Завер­ше­нием курса про­ек­ти­ро­ва­ния явля­ется диплом­ное задание.
На пер­вом этапе диплом­ного про­ек­ти­ро­ва­ния сту­денты пишут рефе­рат на тему диплом­ного зада­ния (исто­рия раз­ви­тия и миро­вой опыт по дан­ной теме — пред­про­ект­ный ана­лиз). Програм­мой преду­смат­ри­ва­ются тема­ти­че­ские зкс­кур­сии, во время кото­рых сту­денты зна­ко­мятся с наи­бо­лее зна­чи­тель­ными совре­мен­ными соору­же­ни­ями и памят­ни­ками архитектуры.
Особен­но­стью про­граммы курса «Проек­ти­ро­ва­ние» явля­ется его ком­плекс­ное постро­е­ние и широ­кий охват мно­гих про­блем — архи­тек­тур­ные кон­струк­ции и отде­лоч­ные мате­ри­алы, мебель и осве­ти­тель­ная арма­тура, син­тез искусств и ланд­шафт­ная архи­тек­тура и т. д. Полу­чен­ные зна­ния и навыки поз­во­ляют выпуск­ни­кам кафедры «Проек­ти­ро­ва­ние инте­рье­ров» успешно рабо­тать в про­ект­ных орга­ни­за­циях пол­но­прав­ными чле­нами твор­че­ских, архи­тек­тур­ных и худо­же­ствен­ных кол­лек­ти­вов, выпол­няя всю палитру про­фес­сио­наль­ных обя­зан­но­стей худож­ника-архи­тек­тора в обла­сти про­ек­ти­ро­ва­ния интерьеров.

 Примеры работ студентов кафедры "Художественное проектирование интерьеров" 

View the embedded image gallery online at:
https://mghpu.ru/education/fakultet-mdidpi#sigProId039e8fcb6f

История кафедры

Откры­тие кафедры Архи­тек­турно деко­ра­тив­ной пла­стики состо­я­лось в 1945г., но худо­же­ствен­ные основы и твор­че­ские методы Стро­га­нов­ской школы скульп­туры сло­жи­лись гораздо раньше. С самого начала, все виды искусств, пре­по­да­ва­е­мые на кафедре МДС, были ори­ен­ти­ро­ваны на син­тез искусств. Эти основ­ные кон­цеп­ции были сфор­ми­ро­ваны целой пле­я­дой заме­ча­тель­ных скуль­пто­ров, чье твор­че­ство и педа­го­ги­че­ские методы легли в основу созда­ния само­сто­я­тель­ной уни­каль­ной про­граммы Стро­га­нов­ской школы архи­тек­турно-деко­ра­тив­ной пластики.

Диалог архи­тек­туры и скульп­туры стал основ­ным прин­ци­пом мону­мен­таль­ной скульп­туры Стро­га­нов­ской школы. Для утвер­жде­ния этих прин­ци­пов к пре­по­да­ва­нию были при­гла­шены веду­щие архи­тек­торы. Среди них — выда­ю­щийся рус­ский архи­тек­тор Франц Осипо­вич Шехтель. Его твор­че­ство явля­ется при­ме­ром нераз­рыв­ного син­теза архи­тек­туры и скульп­туры, ком­плекс­ного осво­е­ния архи­тек­тур­ной среды сред­ствами пластики.

Среди выда­ю­щихся скуль­пто­ров, сто­я­щих у исто­ков Стро­га­нов­ской школы мону­мен­таль­ной скульп­тура был Нико­лай Андре­евич Андреев, кото­рый учился в Стро­га­новке (1885–1891гг.), когда ядром учи­лища были мастер­ские деко­ра­тивно-при­клад­ного искус­ства. Сразу после окон­ча­ния учи­лища он был при­гла­шен пре­по­да­вать скульп­туру и рису­нок, и более чет­верти века посвя­тил ста­нов­ле­нию и раз­ви­тию мону­мен­таль­ного направ­ле­ния Стро­га­нов­ской школы скульп­туры. Следу­ю­щим ярким эта­пом в исто­рии Стро­га­нов­ской школы пла­стики стал период, свя­зан­ный с обра­зо­ва­нием после Рево­лю­ции 1917 г. ВХУТЕМС. В эти годы в Стро­га­новку при­шли пре­по­да­вать выда­ю­щи­еся скуль­пторы и архи­тек­торы. Каждый из них при­шел с соб­ствен­ной автор­ской кон­цеп­цией. Каждая из них, несмотря на раз­но­по­ляр­ность твор­че­ских мето­дов и задач, легла в основу фун­да­мента Стро­га­нов­ской школы пластики.

Объеди­не­ние этих вели­ких худож­ни­ков уже гово­рит о мно­гом, и в первую оче­редь о том, что Стро­га­новка, при­влек­шая в свое твор­че­ское про­стран­ство таких исклю­чи­тель­ных и к тому вре­мени зна­ме­ни­тых людей искус­ства, рас­смат­ри­ва­лась ими как живое кре­а­тив­ное про­стран­ство, спо­соб­ное вопло­щать нова­тор­ские худо­же­ствен­ные идеи.

Совер­шенно новым и исклю­чи­тельно важ­ным эта­пом в исто­рии Стро­га­нов­ской школы пла­стики стал 1945 год — год вос­со­зда­ния Стро­га­нов­ского учи­лища с при­суж­де­нием ему ста­туса выс­шего учеб­ного заве­де­ния. Только в 1945 году, когда были созданы гран­ди­оз­ные планы новой архи­тек­туры и раз­ру­шен­ные вой­ной города стали вос­ста­нав­ли­ваться, стало оче­видно, что для созда­ния нового худо­же­ствен­ного образа и обще­ствен­ного зву­ча­ния новой архи­тек­туры необ­хо­димо уча­стие скуль­птора — мону­мен­та­ли­ста. Высот­ные зда­ния, новые стан­ции мет­ро­по­ли­тена, три­ум­фаль­ные арки вхо­дов в парки, обще­ствен­ные зда­ния, мемо­ри­аль­ные ансам­бли должны были пре­об­ра­зить Москву и дру­гие города. В отли­чие от аске­тич­ного кон­струк­ти­визма новый архи­тек­тур­ный стиль дол­жен являться пря­мым про­дол­же­нием высо­кой клас­сики. Его насы­щен­ность изоб­ра­зи­тель­ным искус­ством была при­знана демон­стри­ро­вать духов­ное богат­ство победителей.
Кафедру скульп­туры, зна­ково назван­ную «Кафедра Архи­тек­турно-деко­ра­тив­ной пла­стики» воз­гла­вил выда­ю­щийся скуль­птор, интел­лек­туал, поли­глот, зна­ток антич­ной лите­ра­туры, сво­бодно вла­де­ю­щий древ­не­гре­че­ским язы­ком, заме­ча­тель­ный педа­гог Г.И. Мото­ви­лов. Буквально за несколько лет он про­де­лал колос­саль­ную работу по созда­нию мето­ди­че­ского фун­да­мента учеб­ных про­грамм кафедры. В его основе лежал опыт его пред­ше­ствен­ни­ков, годы иска­ний, откры­тия в обла­сти кон­стру­и­ро­ва­ния формы, нова­ции в обре­те­нии пла­сти­че­ского языка, новая худо­же­ствен­ная образ­ность, не копи­ру­ю­щая реаль­ность, но моди­фи­ци­ру­ю­щая ее в зави­си­мо­сти от задач, дик­ту­е­мых архи­тек­ту­рой. Глав­ной кон­цеп­цией всех зада­ний стал син­тез архи­тек­туры и скульп­туры, опре­де­лив­ший спе­ци­фику и твор­че­ское лицо Стро­га­нов­ской школы пла­стики. Программы и методы обу­че­ния, охва­ты­вали прак­ти­че­ски все виды скульп­туры. Особое вни­ма­ние уде­ля­лось мону­мен­таль­ной и деко­ра­тив­ной пластике.К заня­тиям при­сту­пили огром­ные по совре­мен­ным мер­кам группы сту­ден­тов — по 20–30 чело­век, набран­ных из раз­ных горо­дов страны. Позже это интер­на­цио­наль­ный состав пер­вых набо­ров ока­жется реша­ю­щим в ста­нов­ле­нии нацио­наль­ных школ скульп­туры в совет­ских рес­пуб­ли­ках. Кафедры скульп­туры прак­ти­че­ски всех веду­щих худо­же­ствен­ных Вузов пост­со­вет­ского про­стран­ства сфор­ми­ро­ваны и воз­глав­ля­ются быв­шими выпуск­ни­ками-стро­га­нов­цами, и, как след­ствие, устро­ен­ные по образцу и на про­грам­мах Стро­га­нов­ской школы пластики.
Уже с пер­вых зада­ний пер­вого курса до ито­го­вого диплом­ного про­екта сту­денты рабо­тали под руко­вод­ством педа­гога-скуль­птора и педа­гога-архи­тек­тора. В раз­ные годы архи­тек­тур­ной под­го­тов­кой в Стро­га­нов­ской школе руко­во­дили такие выда­ю­щи­еся лич­но­сти и высо­кие про­фес­сио­налы в обла­сти архи­тек­туры, как А.В.Щусев, Л.М. Поля­ков, Г.А. Заха­ров. Благо­даря их вкладу Стро­га­нов­ская школа мону­мен­таль­ного искус­ства обрела ярко выра­жен­ной диа­лог пла­стики и архитектуры.
Еще одним заме­ча­тель­ным вкла­дом в Стро­га­нов­скую школу скульп­туры стала мат­ве­ев­ская школа пла­стики. Г.И. Мото­ви­лов при­гла­сил к пре­по­да­ва­нию уче­ни­ков А.Т.Матве­ева, несмотря на то, что их основ­ной кон­цеп­цией в  реше­нии скульп­тур­ных задач была чистая пла­стика, без какого соот­но­ше­ния с окру­же­нием. Но Мото­ви­лов сразу оце­нил их мощ­ную чистую форму и абсо­лют­ное рав­но­ду­шие к внеш­ним эффектам.
Новой вехой в исто­рии кафедры стали 60-е гг., когда была заяв­лена новая кон­цеп­ция архи­тек­тур­ного образа новостроек без ордер­ной системы, без мону­мен­таль­ных искусств в архи­тек­туре, без клас­си­че­ской тра­ди­ции, скла­ды­ва­ю­ще­еся веками.

Стро­га­нов­ская школа скульп­туры, изна­чально ори­ен­ти­ро­ван­ная на диа­лог с архи­тек­ту­рой одной из пер­вых осво­ила новый пла­сти­че­ский язык боль­ших чистых про­странств, появив­шихся в архи­тек­туре 60–70-х годов. Труд­но­сти дали импульс к обре­те­нию нова­ций в твор­че­ском осмыс­ле­нии сло­жив­шейся ситу­а­ции. Особой темой стало новое обре­те­ние рельефа, став­шего из вспо­мо­га­тель­ного вида скульп­туры, обычно раз­ме­ща­е­мого на вто­ро­сте­пен­ных по зна­че­нию местах в архи­тек­тур­ном соору­же­нии, прак­ти­че­ским веду­щим видом в  искус­стве мону­мен­таль­ной скульп­туры. Рельеф стал выно­ситься на боль­шие глад­кие плос­ко­сти фаса­дов зда­ний. В этот слож­ный период вновь про­явил себя как выда­ю­щийся худож­ник и педа­гог Г.И. Мото­ви­лов. Он сумел соеди­нить высо­кие тра­ди­ции прин­ци­пов фор­мо­об­ра­зо­ва­ния антич­ного рельефа с совре­мен­ным худо­же­ствен­ным пла­сти­че­ским язы­ком и сти­ли­сти­че­ским строем.

Среди выпуск­ни­ков пер­вых набо­ров кафедры Архи­тек­турно-деко­ра­тив­ной пла­стики — выда­ю­щи­еся дея­тели оте­че­ствен­ной скульп­туры — А. Бурга­нов, В. Сидур, Ю. Орехов, М. Смир­нов, Ю. Александров.

Послед­ние деся­ти­ле­тия Стро­ганов­ской школы скульп­туры свя­заны с име­нем Алек­сандра Нико­ла­е­вича Бурга­нова, выда­ю­ще­гося скуль­птора, Народ­ного худож­ника России, Лауре­ата госу­дар­ствен­ной пре­мии СССР, про­фес­сора, док­тора искус­ство­вед­че­ских наук, дей­стви­тель­ного члена Россий­ской Акаде­мии Худо­жеств. А.Н. Бурга­нов — автор памят­ни­ков и мону­мен­тально-деко­ра­тив­ных ком­по­зи­ций, уста­нов­лен­ных раз­лич­ных горо­дах России, США, Бель­гии, Герма­нии, Фран­ции, Монго­лии, Югосла­вии и др. стран. За почти полу­ве­ко­вой период пре­по­да­ва­ния А.Н. Бурга­нов вос­пи­тал целую пле­яду выда­ю­щихся худож­ни­ков и скуль­пто­ров, среди кото­рых Народ­ные и Заслу­жен­ные худож­ники России, ака­де­мики, лау­ре­аты меж­ду­на­род­ных и рос­сий­ских госу­дар­ствен­ных пре­мий. Именно в эти годы, Школа пре­одо­лела при­клад­ное направ­ле­ние архи­тек­тур­ной скульп­туры и, в насто­я­щее время, рабо­тает почти во всех жан­рах и видах искус­ства скульп­туры, давая фун­да­мен­таль­ную базу своим сту­ден­там не только в обла­сти фигу­ра­тив­ного искус­ства, но и в обла­сти сво­бод­ной пла­стики и абстракт­ного искус­ства. Осно­вой мето­дик и про­грамм стало изу­че­ние внут­рен­них зако­но­мер­но­стей постро­е­ния скульп­тур­ной формы и худо­же­ствен­ных обра­зов неза­ви­симо от сти­ли­сти­че­ского направления.

Сегодня среди педа­го­гов кафедры заме­ча­тель­ные, выда­ю­щи­еся скуль­пторы, внес­шие весо­мый вклад в раз­ви­тие школы мону­мен­таль­ной скульптуры.
Профессор В.М. Акимуш­кина ста­рей­ший педа­гог, выпуск­ница пер­вого набора вос­со­здан­ной в 1945 г. Стро­га­новки, спе­ци­а­ли­зи­ру­ется в обла­сти меда­льер­ного искусства.
Заслу­жен­ный худож­ник России, про­фес­сор, кан­ди­дат искус­ство­вед­че­ских наук, выда­ю­щийся скуль­птор А.П. Смолен­ков посвя­тил свое твор­че­ство скульп­туре из мрамора.
Заслу­жен­ный худож­ник России, член-кор­ре­спон­дент РАХ, док­тор искус­ство­ве­де­ния, про­фес­сор кафедры М.А. Бурга­нова про­явила себя как талант­ли­вый скуль­птор, рабо­та­ю­щий во всех жан­рах скульп­туры, и как выда­ю­щийся уче­ный по исто­рии искус­ства скульп­туры. М.А. Бурга­нова явля­ется авто­ром науч­ных тру­дов по тео­рии и исто­рии скульптуры.
Среди педа­го­гов кафедры пре­крас­ные скуль­пторы, про­фес­сор, член-кор­ре­спон­дент РАХ, кан­ди­дат искус­ство­ве­де­ния И.А. Бурга­нов, доценты С.А. Савин и В.Г. Евро­пей­цев, стар­ший пре­по­да­ва­тель С.И. Костюк. Тради­ции кафедры про­дол­жают моло­дые педа­гоги Ю.А. Смолен­кова и М.Ф. Отра­дин­ский-Марков.

Все педа­гоги активно участ­вуют в совре­мен­ном худо­же­ствен­ном про­цессе, пред­став­ляют свои работы на  выстав­ках, участ­вуют в кон­кур­сах, уста­нав­ли­вают про­из­ве­де­ния мону­мен­таль­ной и деко­ра­тив­ной скульп­туры в город­ской среде.
Харак­те­ри­зуя учеб­ные зада­ния необ­хо­димо отме­тить те при­о­ри­теты, кото­рые лежат в основе мето­дики — это непре­мен­ный син­тез архи­тек­туры и скульп­туры. Уже в пер­вом зада­нии пер­вого курса перед сту­ден­тами четко ста­вятся задачи, опре­де­ля­ю­щие спе­ци­фику архи­тек­турно-деко­ра­тив­ной пластики.

Программы кафедры Мону­мен­тально-Деко­ра­тив­ной скульп­туры уни­кальны не только охва­том прак­ти­че­ски всех видов скульп­туры начи­ная от малых форм, кон­чая круп­ными мону­мен­таль­ными ансам­блями. Их осо­бен­ность в их уни­вер­саль­но­сти при­ме­ни­тельно к любой сти­ли­сти­че­ской кон­струк­ции, так как в основе метода и кон­цеп­ции Стро­га­нов­ской школы скульп­туры не сле­до­ва­ние за поверх­ност­ным выра­же­нием узна­ва­е­мого почерка эпохи, но реше­ние вопро­сов син­теза архи­тек­туры и скульп­туры, на базе общих зако­нов архи­тек­то­ники и  про­стран­ствен­ных струк­тур, обу­слав­ли­ва­ю­щих пла­сти­че­ский язык и худо­же­ствен­ный образ.

Среди выпуск­ни­ков пер­вых набо­ров воз­рож­ден­ной кафедры Архи­тек­турно-деко­ра­тив­ной пла­стики — выда­ю­щи­еся дея­тели оте­че­ствен­ной скульп­туры — А. Бурга­нов, В. Сидур, Ю. Орехов, М. Смир­нов, Ю. Алек­сан­дров, Г. Фран­гу­лян, В. Корнеев и др. Спустя много деся­ти­ле­тий выпуск­ники кафедры Мону­мен­тально-деко­ра­тив­ной скульп­туры сле­дуют тем зако­нам архи­тек­турно-деко­ра­тив­ной пла­стики в своем твор­че­стве, кото­рые они узнали в сте­нах Стро­га­новки. В одном из интер­вью Геор­гий Фран­гу­лян ска­зал об искус­стве скульп­туры и о том зна­че­нии, кото­рое имела в его твор­че­ской судьбе Стро­га­нов­кая школа скульп­туры: «…я все­гда говорю, что мое сча­стье, что я попал в Стро­га­новку. Ощуще­ние мате­ри­ала, мате­ри­аль­ной куль­туры — оно в нас живет. Я до сих пор убеж­ден, что если бы не Стро­га­новка, я бы не научился так пони­мать про­стран­ство, архи­тек­туру и скульптуру».

О кафедре

Кафедра мону­мен­тально-деко­ра­тив­ной живо­писи МГХПА им. С.Г. Стро­га­нова суще­ствует с 1945 г. — со вре­мени вос­со­зда­ния Стро­га­нов­ского учи­лища. Сразу после окон­ча­ния Вели­кой оте­че­ствен­ной войны силами веду­щих худож­ни­ков Москвы была орга­ни­зо­вана эта кафедра. В ее созда­нии сыг­рали огром­ную роль такие извест­ные худож­ники, как Куприн А.В., Кузне­цов П.В., Егоров В.Е., Борди­ченко В.Ф. Первым заве­ду­ю­щим кафед­рой был Васи­лий Федо­ро­вич Борди­ченко — один из веду­щих мону­мен­та­ли­стов того вре­мени. Боль­шую роль в ста­нов­ле­нии и раз­ви­тии кафедры сыг­рал декан Марков М. А. В после­ду­ю­щие годы на кафедре рабо­тали такие извест­ные мону­мен­та­ли­сты и живо­писцы, как Гера­си­мов С.В., Макси­мов Н.Х., Иордан­ский Б.В., Васи­льев В.А., Беля­нин Н.Я., Тегин Д.К., Коржев Г.М. За эти годы заве­ду­ю­щими кафед­рой были: проф. Борди­ченко В.Ф., проф. Заха­ров Г.А., проф. Коржев Г.М., проф. Замков В.К., проф. Обро­сов И.П., проф. Филат­чев О.П., проф. Комаров А.А.

В насто­я­щее время кафедру воз­глав­ляет Заслу­жен­ный худож­ник России Устинов А.Н. На кафедре рабо­тали мно­гие годы выпуск­ники кафедры: проф. Орлов­ский А.Л., доц. Федо­ров С.С., доц. Сави­нов Г.С., проф. Кома­рова Л.В., проф. Залы­син С.Л. Задача кафедры МДЖ — под­го­товка и выпуск высо­ко­ква­ли­фи­ци­ро­ван­ных моло­дых худож­ни­ков, хорошо зна­ю­щих воз­мож­но­сти и осо­бен­но­сти всех тех­ник и мате­ри­а­лов мону­мен­тально-деко­ра­тив­ной живо­писи, что поз­во­ляет им выпол­нять круп­ные работы в инте­рье­рах и экс­те­рье­рах совре­мен­ных обще­ствен­ных зданий.

На кафедре обу­ча­лись и были выпу­щены сту­денты из зару­беж­ных стран: Вьет­нама, Ирака, Гвинеи, Мали, Монго­лии. Сейчас все они рабо­тают как худож­ники-мону­мен­та­ли­сты у себя на родине. На кафедре про­хо­дили ста­жи­ровку не только ста­жеры из инсти­ту­тов нашей страны, но и зару­беж­ные ста­жеры — из Мексики, ГДР, Югосла­вии, Вьетнама. 

 

История кафедры

Кафедра «Искусство графики» была основана в 2002 г. Предложение о создании новой кафедры в Строгановском университете поступило от ректора Александра Алексеевича Дубровина. Ректор посчитал своевременным открыть новое направление в подготовки молодых художников. До этого времени в Строгановке отсутствовало воспитание художников станкового искусства. Расширение сферы направлений было продиктовано требваниями современной жизни. После долгих дебатов о названии кафедры, было принято ученым советом решение об открытии кафедры «Искусство графики». Заведующим кафедры был утверждён профессор Л.В. Шепелёв.

В качестве первых преподавателей на кафедру были приглашены заслуженный художник РФ В.И. Островский и заслуженный художник РФ Г.В. Черёмушкин.

Занятия по академическому рисунку вели преподаватели кафедры «Академический рисунок», а занятия по академической живописи вели преподаватели кафедры «Академическая живопись». Со второго года обучения был введён новый ознакомительный курс «Искусство книги». Для ведения этого курса был приглашен художник книги Заслуженный художник РФ А.А. Кошкин. Также был введён новый курс графической техники «Офорт» и приглашена преподаватель, художник-график, офортист Т.Н. Галактионова.

С третьего года обучения преподавание академических курсов рисунка и живописи были переданы на кафедру «Искусство графики». На учебный курс «Живопись» был приглашен преподаватель, художник–живописец Кондаков А.А, а курс «Рисунок» в настоящее время ведут преподаватели А.Е. Родионов и Блинкова Е.Ю.

В 2008 году состоялся первый выпуск кафедры по всем направлениям: «Книга», «Плакат», «Станковая графика». Ежегодный приём на первый курс на бюджетной основе обучения 20 человек. Некоторое количество студентов обучается на платной основе.

В мае 2013 года не стало Льва Викторовича Шепелёва, профессора, Народного художника России, действительного члена Российской академии художеств, который с 2002 года являлся заведующим кафедрой «Искусство графики» в МГХПА им. С.Г. Строганова.

Участие в выставках

Все преподаватели кафедры являются постоянными участниками художественных выставок самых различных направлений и уровней. Творческая и выставочная деятельность художников–преподавателей является основой для их успешной преподавательской работы. К этой же деятельности ведётся подготовка студентов, которые уже на ранних годах учебы участвуют в выставках, как в Строгановке, так и в других выставочных залах Москвы.

Студенты кафедры активно участвуют в Московских, Всероссийских и Международных выставках и конкурсах в направлениях графики, живописи, книжной иллюстрации, эстампа. Многие являются лауреатами и призерами таких конкурсов, как: «Всероссийский конкурс книжной иллюстрации «Образ Книги»; конкурсы книжной иллюстрации, организуемые Библиотекой им. А. П. Чехова, Государственным Литературным музеем; Всероссийский конкурс «Искусство книги. Традиции и поиск» и проч.

Трудоустройство и востребованность выпускников

Выпускники кафедры "Искусство графики" готовы выполнять самые разнообразные творческие заказы, как в графике, так и живописи. Их произведения могут быть востребованы в деятельности молодых издательств книжных, рекламных и других эстампов. Создание уникальных графических произведений для различных интерьеров и экстерьеров.

Проведение Дня открытых дверей на кафедре

Госуслуги
Антитеррор
Гранты Президента Российской Федерации
banner
Вверх