Факультет искусства реставрации

Факультет искусства реставрации

О кафедре

Кафедра "Худо­же­ствен­ная рестав­ра­ция мебели" создана в 2003 году. Заве­ду­ю­щий кафед­рой — Андрей Игоре­вич Маша­кин, доцент, кан­ди­дат искусствоведения. Подго­товка сту­ден­тов по спе­ци­аль­но­сти рестав­ра­тор мебели осу­ществ­ля­ется в МГХПУ им. С.Г.Стро­га­нова с 1999 года. Обуче­ние про­хо­дит по двух­сту­пен­ча­той системе — «Бака­лавр рестав­ра­ции» и «Магистр рестав­ра­ции». Студенты полу­чают диплом о выс­шем обра­зо­ва­нии, соот­вет­ству­ю­щий меж­ду­на­род­ным стан­дар­там. Выпуск­ник дан­ного направ­ле­ния под­го­товки, в соот­вет­ствии с про­грам­мой, полу­чает раз­но­сто­рон­нее, ком­плекс­ное обра­зо­ва­ние, в про­цессе обу­че­ния овла­де­вает не только про­фес­сио­наль­ными навы­ками рестав­ра­ции, но и осва­и­вает такие тео­ре­ти­че­ские курсы, как все­об­щая исто­рия искус­ства, исто­рия мебели, исто­рия инте­рьера, исто­рия орна­мента, исто­рия тка­ней, музее­ве­де­ние, фило­со­фия рестав­ра­ции, при­об­ща­ется к научно-иссле­до­ва­тель­ской работе по атри­бу­ции пред­ме­тов исто­ри­че­ской мебели Продол­жая и раз­ви­вая тра­ди­ции, зало­жен­ные Стро­га­нов­ской шко­лой в начале XX века, кафедра Рестав­ра­ции мебели про­во­дит боль­шую работу по рестав­ра­ции, рекон­струк­ции и вос­со­зда­нию пред­ме­тов исто­ри­че­ской мебели. Прио­ри­тет­ным направ­ле­нием работы кафедры явля­ется, пре­жде всего, рестав­ра­ция и научно-иссле­до­ва­тель­ская работа по изу­че­нию мебель­ной кол­лек­ции музея МГХПУ. Вместе с тем, кафедра активно сотруд­ни­чает с такими музе­ями, как Госу­дар­ствен­ный Исто­ри­че­ский Музей, музей-усадьба Архан­гель­ское, Музей мебели и др. 

Обуча­ясь на кафедре Худо­же­ствен­ной рестав­ра­ции мебели сту­денты полу­чают высо­ко­про­фес­сио­наль­ную под­го­товку, поз­во­ля­ю­щую в даль­ней­шем найти при­ме­не­ние своим тео­ре­ти­че­ским зна­ниям и про­фес­сио­наль­ным навы­кам. Они могут рабо­тать во мно­гих обла­стях: как рестав­ра­торы, хра­ни­тели музей­ных мебель­ных кол­лек­ций, а также как про­ек­ти­ров­щики мебели в исто­ри­че­ских сти­лях, кото­рые ста­но­вятся все более популяр­ными в послед­нее время. 

 

О кафедре

Кафедра "Рестав­ра­ция худо­же­ствен­ного металла" была создана в МГХПУ им. С. Г. Стро­га­нова в 1999 году и в боль­шей сте­пени ори­ен­ти­ро­вана на под­го­товку спе­ци­а­ли­стов в обла­сти музей­ной и архео­ло­ги­че­ской рестав­ра­ции. Резуль­та­том этой дея­тель­но­сти явля­ется все­сто­рон­нее, под­линно науч­ное иссле­до­ва­ние, цель кото­рого — уста­нов­ле­ние, выяв­ле­ние и обос­но­ва­ние всех куль­тур­ных, вре­мен­ных и тех­но­ло­ги­че­ских аспек­тов, свя­зан­ных с про­ис­хож­де­нием дан­ного памят­ника, и, сле­до­ва­тельно, с его исто­ри­че­ской и худо­же­ствен­ной ценностью.

Прове­де­ние ком­плекс­ного изу­че­ния памят­ника тре­бует от рестав­ра­тора глу­бо­кого погру­же­ния в самые раз­лич­ные сферы искус­ство­ве­де­ния, зна­ния мно­гих физи­че­ских и хими­че­ских про­цес­сов, пони­ма­ния и прак­ти­че­ского вла­де­ния всеми при­е­мами обра­ботки не только раз­лич­ных метал­лов, но и мно­же­ства дру­гих мате­ри­а­лов, часто сопро­вож­да­ю­щих изде­лие из металла. Но этого мало. Рестав­ра­тор обя­зан быть еще и худож­ни­ком, спо­соб­ным не только вос­при­нять, но и все­цело погру­зиться и про­ник­нуть в замы­сел дру­гого, часто не извест­ного ему мастера, твор­че­ство кото­рого зача­стую отде­ляют от нас мно­гие сто­ле­тия. Для того чтобы удо­вле­тво­рить потреб­ность в таких пои­стине уни­каль­ных спе­ци­а­ли­стах, необ­хо­дима осо­бая система под­го­товки кад­ров, кото­рую может обес­пе­чить только по-насто­я­щему про­фес­сио­наль­ная кафедра.

Обра­зо­ва­ние на кафедре РХМ поз­во­ляет фор­ми­ро­вать спе­ци­а­ли­стов широ­кого про­филя. Наши выпуск­ники — это и худож­ники, и, одновре­менно, иссле­до­ва­тели и рестав­ра­торы, спо­соб­ные выпол­нить весь ком­плекс работ по чистке, кон­сер­ва­ции и рекон­струк­ции памятника. 

Обуче­ние на кафедре стро­иться по прин­ципу: от про­стого — к слож­ному. Еще на пер­вом курсе сту­денты учатся, как обра­щаться с памят­ни­ком, как пра­вильно выпол­нить обмеры и гра­фи­че­ски изоб­ра­зить изде­лие в тра­ди­ци­он­ной для Стро­га­новки тех­нике отмывки. На это, в част­но­сти, наце­лено изу­че­ние такого важ­ного пред­мета, как «Обмеры». Ведет этот пред­мет моло­дой пре­по­да­ва­тель Соло­вьева Е. Н. — лау­реат меж­ду­на­род­ных и Всерос­сий­ских кон­кур­сов по юве­лир­ному искус­ству. Значе­ние этой дис­ци­плины для буду­щего худож­ника-рестав­ра­тора едва ли можно пере­оце­нить. В наши дни уда­ется вос­ста­но­вить мно­же­ство повре­жден­ных или даже вовсе утра­чен­ных памят­ни­ков только бла­го­даря тому, что в свое время с них были сде­ланы обмеры. Кроме того, в про­цессе обу­че­ния на млад­ших кур­сах сту­денты делают очень много копий, бла­го­даря чему они поэтапно изу­чают тех­но­ло­ги­че­ские про­цессы, свя­зан­ные с обра­бот­кой метал­лов. Логич­ным про­дол­же­ние и раз­ви­тием пред­мета «Обмеры» явля­ется еще одна базо­вая дис­ци­плина — «Проект рекон­струк­ции», под­ра­зу­ме­ва­ю­щая научно дока­зу­е­мое и обос­но­ван­ное вос­ста­нов­ле­ние утрат, име­ю­щихся на памят­нике. Выпол­не­ние зада­ния по этому пред­мету свя­зано с изу­че­нием и ана­ли­зом кон­крет­ных вещей из музей­ных кол­лек­ций. Студенты много и серьезно рабо­тают в музеях, архи­вах, биб­лио­те­ках, ищут ана­ло­гич­ные памят­ники, состав­ляют типо­ло­ги­че­ские ряды. В итоге они пишут серьез­ный труд, где дока­зы­ва­ется, что именно было утра­чено. Это уже насто­я­щая науч­ная работа, в состав кото­рой помимо опи­са­ния пред­мета и изло­же­ния дока­за­тельств, вхо­дят фото­гра­фии, зари­совки и все то, что может сви­де­тель­ство­вать в пользу того, что памят­ник изна­чально имел такой вид. 

Оцени­вая все мно­го­об­ра­зие спо­со­бов при­ме­не­ния металла в деко­ра­тивно-при­клад­ном искус­стве, не сле­дует забы­вать о том, что металл очень часто соче­та­ется с дру­гими мате­ри­а­лами, среди кото­рых камень, дерево, кожа, рог, кость и т. д. Поэтому наши сту­денты пре­красно раз­би­ра­ются и в этих мате­ри­а­лах. Напри­мер, в маги­стра­туре в тече­ние года мы даем курс при­клад­ной гемо­ло­гии. Буду­щие маги­стры полу­чают зна­ния по всем типам кам­ней, изу­чают при­су­щие им дефекты и все виды огранки. Мето­дика пре­по­да­ва­ния при­клад­ной гемо­ло­гии была раз­ра­бо­тана бле­стя­щим спе­ци­а­ли­стом в этой обла­сти, про­фес­со­ром кафедры А. П. Крыло­вым, опыт­ней­шим педа­го­гом, пре­крас­ным юве­ли­ром и дизай­не­ром. Говоря о дру­гих заме­ча­тель­ных пре­по­да­ва­те­лях кафедры, нельзя не ска­зать о кан­ди­дате искус­ство­ве­де­ния Крас­но­сель­ской Н. Ю., кото­рая ведет научно-иссле­до­ва­тель­скую работу в маги­стра­туре. С огром­ным ува­же­нием кол­лек­тив кафедры отно­ситься к Г. М. Крюк, явля­ю­щейся стар­шим сотруд­ни­ком отдела дра­го­цен­ных метал­лов ГИМ и соче­та­ю­щей серьез­ную науч­ную работу в музее с пре­по­да­ва­тель­ской дея­тель­но­стью. И, конечно, мы гор­димся нашими масте­рами про­из­вод­ствен­ного обу­че­ния В. И. Вдов­ченко, К. М. Гребен­ко­вым и Дымченко Т. Ю., пре­по­да­ва­тель­ский стаж кото­рых исчис­ля­ется несколь­кими десятилетиями.

Боль­шое зна­че­ние для ста­нов­ле­ния кафедры, ее дея­тель­но­сти и раз­ви­тия имеет сотруд­ни­че­ство с круп­ней­шими музе­ями Москвы. Идея о таком вза­и­мо­дей­ствии появи­лась отнюдь не слу­чайно. Созда­ние столь спе­ци­фи­че­ской кафедры, как «Рестав­ра­ция худо­же­ствен­ного металла» в МГХПУ им. С. Г. Стро­га­нова есте­ственно потре­бо­вало уча­стия и помощи спе­ци­а­ли­стов наших музеев, пре­жде всего таких, как Госу­дар­ствен­ный Исто­ри­че­ский музей и объ­еди­не­ния «Музеи Москов­ского Кремля».

Рестав­ра­тор, полу­чив­ший под­го­товку в Стро­га­новке, оди­на­ково хорошо раз­би­ра­ется во всех аспек­тах рестав­ра­ции про­из­ве­де­ний деко­ра­тивно-при­клад­ного искус­ства: и тех­но­ло­ги­че­ских, и худо­же­ствен­ных, и морально-эти­че­ских. Вот почему мы смело гово­рим о том, что пре­иму­ще­ство наших выпуск­ни­ков в том, что они одновре­менно и худож­ники, и мастера, и уче­ные, и фило­софы. Им при­суще целост­ное, систем­ное виде­ние задач, сто­я­щих перед науч­ной рестав­ра­цией, и они в своей работе все­гда будут руко­вод­ство­ваться свя­щен­ными для истин­ного рестав­ра­тора пра­ви­лом, кото­рое гла­сит: не навреди! 

О кафедре

Кафедра «Реставрация монументально-декоративной живописи» была организована в 1983 году в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР. Основная задача кафедры — проведение учебных, научно-методических и производственных работ, связанных с подготовкой художников-реставраторов монументально-декоративной живописи. 

Первым заведующим кафедрой (1983–1988) был профессор Редечкин П. Г., с 1989 по 2009 года кафедру возглавлял Бурый В.П. — профессор, кандидат искусствоведения, художник–реставратор высшей категории, заслуженный деятель искусств РФ. С 2009 по настоящее время заведующей кафедрой является Ефремова Л.А. – кандидат искусствоведения, доцент.

За более чем двадцатилетнюю историю своего существования кафедра выпустила около двухсот художников–реставраторов монументально–декоративной живописи. Профессиональная подготовка студентов осуществляется в мастерских кафедры и на базе ведущих реставрационных организаций России, в первую очередь следует упомянуть Гос. НИИР, ГТГ, МНРХУ. Выпускники кафедры, среди которых уже много художников–реставраторов второй и первой квалификационных категорий, работают на уникальных объектах монументально–декоративного искусства самостоятельно или в коллективах ведущих реставрационных учреждений страны. Кроме выполнения чисто реставрационных работ они также расписывают стены старых и вновь построенных храмов, пишут иконы, декорируют особняки и усадьбы. Некоторые лучшие выпускники остались преподавать на кафедре. Трое из выпускников кафедры закончили аспирантуру и успешно защитили кандидатские диссертации.

Все дисциплины художественного, художественно-технического и реставрационого циклов должны соединяться в непротиворечивое целое и становиться профессиональной сущностью будущего художника-реставратора монументально-декоративной живописи.

Производственные практики наши студенты проходят в составах профессиональных бригад художников-реставраторов, либо в реставрационных отделах музеев и научно-исследовательских институтов. Например, на протяжении последних нескольких лет студенты 1–5 курсов выполняли практические реставрационные работы в Спасо-Преображенской церкви Ефросиньева монастыря в г. Полоцке, республика Белоруссия (XII в.), Спасо-Преображенском соборе о. Ваалама (живопись XIX в.), в Кирилло-Белозерском монастыре (живопись XVII–XIX вв.), в Архангельском и Благовещенском соборах Московского Кремля (живопись XVI–XIX вв.), в Рождественском соборе Пафнутия-Боровского монастыря (живопись XVII в.,) серии фрагментов стенописей I в. н. э. из Помпей (фонды ГМИИ им. А. С. Пушкина) и на многих других выдающихся памятниках монументально-декоративной живописи. Студенты нашей кафедры часто проходят производственные и преддипломные практики в отделах реставрации Государственной Третьяковской галереи и Гос. НИИ реставрации, где под руководством профессионалов реставрируют иконы XVI–XIX вв. и картины XIX в. из музейных фондов.

Дипломные работы, выполняемые студентами кафедры на 6-м курсе, состоят из трёх основных заданий: реставрация фрагмента (или участка) стенных росписей, реставрация произведения темперной или масляной живописи и копирование произведения темперной или масляной живописи. Так, например, студенты выпуска 2014 года представили к защите самые разнообразные работы, среди которых реставрация настенной живописи Кирилло-Белозерского монастыря, галереи собора Покровского собора (Василия Блаженного) в Москве (XVII – XIX в.), лессовой полихромной скульптуры III- VI вв. из собрания ГМИИ им. Пушкина, икон XVIII в. из Ярославского художественного музея. 

Кафедра постоянно оказывает благотворительную помощь нуждающимся вновь построенным храмам, передавая им иконы и фрагменты стенописи, регулярно участвует в реставрационных выставках, где представляет работы студентов, выполненные под руководством преподавателей кафедры. Можно указать, например, на выставку «Археология войны, возвращение из небытия», которая проходила в мае 2005 года в ГМИИ им. А.С. Пушкина, или на выставку «Реставрация музейных ценностей России» (V триеннале), которая проводилась в Москве в 2006 г., международный форум «Сохранение культурного наследия» 2011 г., международную реставрационную выставку Denkmal 2012 г. в Москве, многие экспонаты были высоко оценены выставочными комиссиями и получили премии и дипломы. 

Помещения кафедры РМДЖ располагаются на 10-м этаже нового корпуса нашего ВУЗа, есть две мастерские живописи и рисунка, три реставрационные мастерские, три мастерские по изучению живописных техник, аудитория для лекционных занятий. Можно утверждать, что разностороннее образование, гармоничное соединение в учебном процессе практических и теоретических дисциплин представляют нашим выпускникам широкий спектр возможностей для профессиональной самореализации. 

 

Кафедра "История и теория декоративного искусства и дизайна"

Заведующий кафедрой - Соловьёв Николай Кириллович, доктор искусствоведения, профессор, Заслужен­ный деятель искусств РФ, академик РАЕ, лауреат Государственной премии. 

Кафедра истории и теории декоративного искусства и дизайна готовит историков и теоретиков искусства, художественных критиков, арт-менеджеров, специалистов в области галерейного бизнеса и арт-туризма.

О кафедре

 Краткая история кафедры

 Кафедра Истории и теории декоративного искусства и дизайна, как выпускающая кафедра, создана в 1994 году. В своей деятельности она опирается на новейшие достижения отечественной и зарубежной искусствоведческой науки и на 140-летний опыт преподавания истории искусства в Строгановском училище, институте, университете, где на ака­демической кафедре «История искусств» педагогическую деятельность вели такие выдающиеся учёные, как Н.Н. Соболев, С.В. Ноаковский, Д.Е. Аркин, М.А. Ильин, К.А. Соловьёв, И.Е. Данилова, А.К. Чекалов, П.А. Тельтевский, а в становлении новой кафедры, подготавливающей искусствоведов, активное участие принимал крупнейший отече­ственный историк и теоретик дизайна, изобразительного и декоративного искусства Н. В. Воронов.

Специфика искусствоведческого образования в МГХПУ им. С. Г. Строганова состоит в том, что у студентов-искусствове­дов есть уникальная возможность не только всестороннего изучения изобразительного искусства и архитектуры (помимо лекций и семинаров по истории русского и зарубежного искусства занятия в течение двух лет еженедельно проводятся также в Государственной Третьяковской галерее), но и углубленного изучения истории и теории различ­ных видов декоративного искусства и дизайна в таких его областях, как промышленный, графический, интерьерный, мебельный и текстильный дизайн.

 Кроме того, будущие искусствоведы, обучающиеся в «Строгановке», получают все необходимое для того, чтобы видеть искусство не только в музеях, галереях и на выставках, воспринимать его с культурологических позиций, но и постигать закономерности искусства «изнутри» профессии, уметь смотреть на предметы искусства глазами худож­ников и дизайнеров. Для этого студенты нашей кафедры занимаются рисунком, живописью, проходят предмет «мате­риалы и технологии в декоративном искусстве», посещают вузовские мастерские керамики, стекла, металла, реставра­ции, монументально-декоративной живописи, где мастера производственного обучения и педагоги рассказывают им о разных материалах и их художественных возможностях.

 На кафедре успешно действует программа «Экспертизы и атрибуция предметов искусства». В рамках этой программы студенты получают не только теоретические знания в области искусствоведения, но и осваивают на практике основные методы диагоностики предметов антиквариата. Программа обеспечивается методическим и справочным материалом. В базовый модуль обучения входят стилевые характеристики декоративных искусств , экспертно-оценочная деятельность в области изобразительного искусства, менеджмент и маркетинг в сфере культуры и искусства (художественные изделия из фарфора и стекла, антикварная мебель,художественный металл, диагностика ювелирных камней, иконография и др.).

 Большое значение имеет то, что студенты, обучающиеся на кафедре "История и теория декоративного искусства и дизайна", находятся в постоянном контакте со своими товарищами по вузу — будущими дизайнерами, художниками по интерьеру, художниками декоративного и монументально-декоративного искусства, посещая общие занятия по истории конкретных специальностей. В программу обучения помимо лекций по истории декоративно-прикладного и народного искусства входят спецкурсы по истории интерьера, мебели, тканей, дизайна, костюма, монументально-декоративной живописи, архитектурно-декоративной пластики, художественного стекла, керамики, металла.   

Госуслуги
Антитеррор
Гранты Президента Российской Федерации
banner
Вверх