Факультет дизайна

Факультет дизайна

 

kafedra sred diz

Кафедра «Средовой дизайн» была создана в 2002 году. За это время сложился самостоятельный творческий подход в преподавании проектных дисциплин и пропедевтических спецкурсов. Сформировался молодой творческий коллектив педагогов, силами которых ведется вся работа на кафедре.

О кафедре

Спецификой кафедры является средовой системный подход к раскрытию каждой из тем учебных программ. За основу проектного решения выбрано образное начало, ведущее к разработке сценарной модели среды на самом широком материале в рамках профилей профессиональной подготовки Дизайн среды и Дизайн Мультимедиа. Разнообразие проектных заданий требует разносторонней графической подготовки, профессиональных навыков макетирования, опыта работы с объемными конструкциями, шрифтом, цветом, светом и пространством. Большое внимание уделено обучению цифровым технологиям в дизайне среды. Кафедра располагает компьютерным классом с хорошей технической базой, оснащенными лекционными аудиториями, богатыми методическими фондами. Кафедра «Средовой дизайн» постоянно принимает участие в университетских выставках-отчетах с лучшими дипломными и курсовыми проектами, в творческих выставках студентов и преподавателей городского, всесоюзного и международного уровня. Выездной летней практикой, базами практик в ведущих проектных организациях г. Москвы. Успешно обучающиеся студенты проходят стажировку за рубежом, в таких странах, как Китай и Южная Корея. Последние стажировки студентов: Вильгота М. — HongikUniversity (Сеул) 2016–2017 Башанаева Э. — Шанхайский университет Чинчао (Китай) 2015 Музыка В. — Шанхайский университет Чинчао (Китай) 2016 На кафедре ведется научная работа. Педагоги кафедры участвуют с докладами в научно-практических конференциях различного статуса, публикуются в научных изданиях, в том числе изданиях ВАК, руководят работой аспирантов.

 

Окафедре

Осно­ва­те­лем и бес­смен­ным руко­во­ди­те­лем кафедры до 1967 года был выпуск­ник ВХУТЕИНа, про­фес­сор, заслу­жен­ный дея­тель искусств Россий­ской Феде­ра­ции З. Быков. Он собрал вокруг себя кол­лек­тив, вклад кото­рого в фор­ми­ро­ва­ние «стро­га­нов­ской школы дизайна» до сего­дняш­него дня не оце­нен по достоинству.

Сегодня заве­ду­ю­щий кафед­рой "Промышленный дизайн" — Н.В. Брыз­гов, про­фес­сор, кан­ди­дат искусствоведения.

С 1967 года заведующим кафед­рой рабо­тал про­фес­сор Г.В. Крюков, выда­ю­щийся педа­гог, вос­пи­тав­ший целую пле­яду уче­ни­ков, с·честью нося­щих зва­ние «стро­га­нов­цев». В этот период была окон­ча­тельно сфор­ми­ро­вана учеб­ная про­грамма курса «Проек­ти­ро­ва­ние и моде­ли­ро­ва­ние», став­шая осно­вой для под­го­товки спе­ци­а­ли­стов в обла­сти дизайна по всей стране.

Сегодня дизай­неры, под­го­тов­лен­ные на кафедре, раз­ра­ба­ты­вают изде­лия и пред­меты, фор­ми­ру­ю­щие жилую и про­из­вод­ствен­ную среду, а также тор­го­вое обо­ру­до­ва­ние. Две трети про­фес­сор­ско-пре­по­да­ва­тель­ского состава кафедры явля­ются чле­нами твор­че­ских сою­зов России: Союза архи­тек­то­ров, Союза худож­ни­ков, Союза дизайнеров. 

 

О кафедре

Дизай­нер-гра­фик сегодня самая, навер­ное, дина­мич­ная про­фес­сия. Дина­мич­ная потому, что бук­вально нико­гда не повто­ря­ются задачи, темы, реше­ния, с кото­рыми стал­ки­ва­ется дизай­нер. Дина­мич­ная потому, что на наших гла­зах за 15–20 лет пол­но­стью изме­ни­лись инстру­менты работы, формы конеч­ного про­дукта и те обя­зан­но­сти, с кото­рыми стал­ки­ва­ется дизайнер. Сегодня дизай­неру зача­стую при­хо­дится выпол­нять те функ­ции, кото­рые раньше могло выпол­нять целое изда­тель­ство: лите­ра­тур­ные и худо­же­ствен­ные редак­торы, маши­нистки, кор­рек­торы, тех­ни­че­ские редак­торы, выпус­ка­ю­щие, не·говоря уже о·фото­гра­фах, шриф­то­ви­ках, макет­чи­ках и т.д. Сегодня ему при­хо­дится осва­и­вать про­фес­сию мене­джера, эко­но­ми­ста, ино­гда пси­хо­лога, рекла­ми­ста, кура­тора выста­воч­ных про­ек­тов, знать тех­но­ло­гии пре-пресс и т.п. Профес­сио­наль­ное про­стран­ство ста­но­вится еди­ным и для пре­по­да­ва­те­лей и для сту­ден­тов. 

В про­цессе обу­че­ния сту­денту нужно столк­нуться в нуж­ной после­до­ва­тель­но­сти с опре­де­лен­ными зада­чами. Мы хотим, чтобы сту­денты поняли, что дизай­ном зани­маться легко и при­ятно. Что у дизай­нера как и у арти­ста дол­жен быть кураж, если его нет — все будет неин­те­ресно, неубе­ди­тельно и фаль­шиво. Всем будет видно, что он не верит в то, что делает. Мы встре­ча­емся со сту­ден­тами на рав­ных. Да, мы пре­по­да­ва­тели, такие же как наши сту­денты, только старше. Но дело не в том, что старше, а в том, что опыт­нее, лучше и точ­нее видим, можем поде­литься — объ­яс­нить и научить. Мы учим учиться и посто­янно учимся учить.

Декоративные ткани для интерьера – Арт-текстиль – Аксессуары для одежды 

О кафедре

 

Кафедра «Дизайн-текстиль» создана в 1959 году. Наша концепция: опираясь на традиции, заложенные на текстильном отделении Школы рисования в отношении к искусствам и ремеслам, развивая и совершенствуя достижения ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа, отвечать требованиям современного дизайна.

Весь комплекс преподаваемых на кафедре практических и теоретических профилирующих дисциплин вместе с программами учебных и производственных практик решает задачи, которые направлены на всестороннюю подготовку высококвалифицированных художников-дизайнеров, обладающих фундаментальными знаниями, умениями и навыками в области создания текстильной среды как совокупности тканей и текстильных изделий, используемых человеком:

- Разработка дизайна декоративных тканей, серийных и малосерийных текстильных изделий по технологическим условиям текстильных производств, с последующим их внедрением;

- Разработка дизайна элементов одежды и аксессуаров (комплектов платков, палантинов, сумок и т.д.) с учетом требований модной индустрии;

- Проектирование монументального текстиля (панно, гобеленов, объемно-пространственных композиций, занавесов) для внутреннего пространства общественных и жилых архитектурных объектов;

- Проектирование и создание арт-текстиля для оформления жилых и общественных интерьеров различного назначения.

 3

Занятия проводятся по учебным программам, разработанным профессорско-преподавательским составом кафедры, имеющим большой опыт научно-педагогической и профессионально-творческой деятельности, в соответствии с требованиями ФГОС ВО. Обучение осуществляется в аудиториях, проектных и производственных мастерских. Выполнение дизайн-проектов художественного текстиля строится как на основе освоения канонических форм проектирования, традиционных исполнительских техник, так и с применением компьютерно-графических программ и современных технологий. Учебные и производственные практики проходят в мастерских кафедры, на текстильных предприятиях города Москвы, в Комбинате прикладного искусства.

 14

Студенческие учебные и творческие работы участвуют в выставках МГХПА им. С.Г. Строганова в выставочных залах города Москвы, в конкурсной программе ежегодной выставки «Текстильлегпром» на ВВЦ, в Гостином дворе, в ЦДХ. По итогам работы кафедра неоднократно награждалась дипломами, свидетельствами, благодарностями.

Выпускники кафедры постоянно востребованы в сфере текстильного дизайна, в индустрии моды, в дизайне общественных и жилых интерьеров, в сфере создания уникальных текстильных изделий, продолжают обучение в магистратуре и аспирантуре, работают в сфере профильного образования.

Примеры работ студентов кафедры "Дизайн-текстиль"

  

Примеры работ студентов кафедры "Дизайн средств транспорта"

О кафедре

 

В 1992 году на факуль­тете «Дизайн» была обра­зо­вана мастер­ская «Дизайн Средств Транс­порта», кото­рая в марте 2002 года реор­га­ни­зо­вана в само­сто­я­тель­ную кафедру под тем же названием.

На кафедре ведется обу­че­ние спе­ци­фике про­ек­ти­ро­ва­ния дина­мич­ных объ­ек­тов дизайна: авто­мо­би­лей, мото­цик­лов, вод­ного, желез­но­до­рож­ного транс­порта и·спе­ци­аль­ной тех­ники. Особое вни­ма­ние уде­ля­ется про­ек­ти­ро­ва­нию авто­мо­биль­ного транс­порта, как наи­бо­лее полно отра­жа­ю­щего всё мно­го­об­ра­зие спе­ци­аль­ных тре­бо­ва­ний, предъ­яв­ля­е­мым к дизайну дина­мич­ных объ­ек­тов. В этой связи в рам­ках спе­ци­аль­ных кур­сов сту­денты полу­чают зна­ния в обла­сти основ аэро­ди­на­мики, кон­струк­тив­ной без­опас­но­сти, эрго­но­мики средств транс­порта и трех­мер­ного ком­пью­тер­ного про­ек­ти­ро­ва­ния. Даются основы спе­ци­фики изоб­ра­зи­тель­ных средств про­ек­ти­ро­ва­ния, чита­ется спе­ци­аль­ный курс исто­рии авто­мо­биль­ного дизайна. В лет­нее время сту­денты про­хо­дят прак­тику в дизайн сту­диях Москвы, а также за гра­ни­цей.

Кафедра регу­лярно участ­вует в нацио­наль­ных и меж­ду­на­род­ных кон­кур­сах дизайна. В част­но­сти, ее сту­денты явля­ются при­зё­рами кон­курса фирм General Electric Plastic (1991 г.), DaimlerChrysler (1998 г.), ита­льян­ской фирмы Malaguti (1997, 1998, 2003 гг.), фран­цуз­ских фирм Citroёn и Michelin (2000, 2001 гг.), Урал-Мото (1998 гг.), Lada-2006 (2007 г.). В насто­я­щее время 14 сту­ден­тов раз­лич­ных кур­сов рабо­тают по про­грамме все­мир­ного кон­курса «Design the Italian way». В 2000 году кафедра стала лау­ре­а­том Нацио­наль­ной пре­мии по дизайну «Викто­рия» в номи­на­ции «Дизайн педа­го­гика». В 2000 году кон­курс­ные и диплом­ные работы отме­чены Дипло­мом Союза Дизай­не­ров России на «Мотор Шоу» (MIMS 2000), а в 2002 году работа сту­дента кафедры экс­по­ни­ро­ва­лись на Авто­мо­биль­ном салоне в Париже. Также сту­денты про­хо­дили ста­жи­ровку в Италии на фирме Engines Engineering s.p.a. и Citroen во Фран­ции, Nissan в Японии, Mazda в Германии.

О кафедре

 

1. Кого мы готовим.

Кафедра «Дизайн мебели» готовит профессиональных дизайнеров в области проектирования мебели.

2. Кто такой дизайнер.

Дизайнер  это, прежде всего, человек, создающий новую реальность по законам красоты и целесообразности. Отличительной чертой дизайнера является умение взглянуть нестандартно на стандартную проблему. Дизайнер создает новое, потому что не знает, что «все уже придумано». Дизайнер – по натуре созидатель, он стремится к оптимизации окружающего пространства. Дизайнер не может быть вандалом, так как, даже уничтожая созданное до него, он обязательно предлагает нечто более совершенное. Дизайнер обладает чувством юмора (как базовой формой нестандартного мышления).

3. Что такое профессиональный дизайнер.

Профессиональный дизайнер, в нашем понимании,  это специалист, обладающий развитым проектным мышлением, опирающийся в своем творчестве на четкую систему знаний (законы композиции, принципы и закономерности формообразования, декоративные и конструктивные свойства материалов, теория дизайна, соображения экономической и экологической целесообразности и т.д.). Профессиональный дизайнер способен к вариативному мышлению. В отличие от художника, профессиональный дизайнер всегда применяет те или иные выразительные средства осознанно, и может объяснить логику принятых им решений. Профессиональный дизайнер может спроектировать предмет исходя из разных предпосылок или условий, обозначенных заказчиком или конкретной ситуацией.    

4. Что такое проектное мышление.

Проектное мышление принципиально отличается от художественного и состоит в том, что в основе любого проекта лежит сквозная идея или концепция, которой подчиняется решение всех второстепенных элементов и деталей проекта. Основная идея может иметь литературный (метафорический), образный, тектонический, технологический, экономический, стилистический или какой-либо ещё характер. Принципиально само её наличие и четкое вербальное обозначение. Профессиональный дизайнер, обладающий проектным мышлением, никогда не станет утверждать приоритет одного стилистического направления или подхода к проектированию над другим.

5. Специфика работы дизайнера – мебельщика.

Мебель относится к предметам повседневного обихода каждого человека, вне зависимости от его пола, возраста, национальной принадлежности и места обитания.

Поэтому  более или менее объективно оценить результаты работы дизайнера – мебельщика может каждый. Это накладывает повышенную ответственность, но зато делает труд дизайнера - мебельщика благодарным и востребованным. 

Мебель непосредственно контактирует с человеческим телом, обеспечивая необходимый уровень комфорта, поэтому дизайнер мебельщик должен знать и уметь пользоваться основными закономерностями эргономики и антропометрии. Удобно – неудобно – может оценить каждый пользователь.

 Мебель нужна не только для того, что бы обеспечить физический комфорт, она в значительной степени участвует в организации жилого пространства человека, определяет функциональные зоны интерьера, задает стилистику и масштаб предметно-пространственной среды. В связи с этим мебельщик обязан уметь мыслить не только как дизайнер – предметник, но и как архитектор, владеть навыками создания ансамбля и приемами организации пространства.

 Предметы мебели по большей части состоят из различных материалов (древесина, металл, стекло, ткань, камень, пластмасса и т.д.), поэтому дизайнер - мебельщик должен разбираться и хорошо знать особенности и возможности обработки различных мебельных материалов.  

Для того что бы сидеть или лежать, людям нужна мебель, а не идеи, поэтому дизайнер – мебельщик должен знать, как воплотить в жизнь, созданные им  проекты. Для этого он должен говорить на одном языке не только с заказчиком (при помощи эскизов, макетов и 3Д моделей) но и с потенциальным производителем (через конструктивные чертежи и создание прототипов).

6.Как строится обучение.

Программа обучения строится на последовательном усложнении проектных заданий (от единичного предмета до ансамбля в интерьере). Во время работы над проектом, обучающимся предлагается большое количество специально разработанных упражнений, позволяющих рассмотреть предмет проектирования в самых разных аспектах проектной практики (различные конструктивные схемы, материалы, технология производства, стилистическая принадлежность и.т.п.). В каждом задании, не зависимо от его сложности, затрагивается вопрос взаимодействия объекта проектирования с предметно-пространственной средой.

Один проект за семестр изготавливается студентом в материале на уровне прототипа или действующей модели.

Каждый проект сопровождается изготовлением макета в масштабе и конструктивными чертежами.

Параллельно с основным курсом проектирования, студент проходит ряд вспомогательных спецкурсов, направленных на освоение проектной и эскизной графики, компьютерного моделирования, макетирования, конструирования, технологии и материаловедения. Завершающим этапом обучения, является дипломная работа, где студент на практике применяет все полученные им за время обучения знания и навыки.

Госуслуги
Антитеррор
Гранты Президента Российской Федерации
banner
Вверх