Кафедра "Худо­же­ствен­ная рестав­ра­ция мебели"


Кафедра "Художественная реставрация мебели"

О кафедре

Кафедра "Худо­же­ствен­нвя рестав­ра­ция мебели" создана в 2003 году. Заве­ду­ю­щий кафед­рой — Андрей Игоре­вич Маша­кин, доцент, кан­ди­дат искусствоведения. Подго­товка сту­ден­тов по спе­ци­аль­но­сти рестав­ра­тор мебели осу­ществ­ля­ется в МГХПУ им. С.Г.Стро­га­нова с 1999 года. Обуче­ние про­хо­дит по двух­сту­пен­ча­той системе — «Бака­лавр рестав­ра­ции» и «Магистр рестав­ра­ции». Студенты полу­чают диплом о выс­шем обра­зо­ва­нии, соот­вет­ству­ю­щий меж­ду­на­род­ным стан­дар­там. Выпуск­ник дан­ного направ­ле­ния под­го­товки, в соот­вет­ствии с про­грам­мой, полу­чает раз­но­сто­рон­нее, ком­плекс­ное обра­зо­ва­ние, в про­цессе обу­че­ния овла­де­вает не только про­фес­сио­наль­ными навы­ками рестав­ра­ции, но и осва­и­вает такие тео­ре­ти­че­ские курсы, как все­об­щая исто­рия искус­ства, исто­рия мебели, исто­рия инте­рьера, исто­рия орна­мента, исто­рия тка­ней, музее­ве­де­ние, фило­со­фия рестав­ра­ции, при­об­ща­ется к научно-иссле­до­ва­тель­ской работе по атри­бу­ции пред­ме­тов исто­ри­че­ской мебели.


Продол­жая и раз­ви­вая тра­ди­ции, зало­жен­ные Стро­га­нов­ской шко­лой в начале XX века, кафедра Рестав­ра­ции мебели про­во­дит боль­шую работу по рестав­ра­ции, рекон­струк­ции и вос­со­зда­нию пред­ме­тов исто­ри­че­ской мебели. Прио­ри­тет­ным направ­ле­нием работы кафедры явля­ется, пре­жде всего, рестав­ра­ция и научно-иссле­до­ва­тель­ская работа по изу­че­нию мебель­ной кол­лек­ции музея МГХПУ. Вместе с тем, кафедра активно сотруд­ни­чает с такими музе­ями, как Госу­дар­ствен­ный Исто­ри­че­ский Музей, музей-усадьба Архан­гель­ское, Музей мебели и др.


Обуча­ясь на кафедре Худо­же­ствен­ной рестав­ра­ции мебели сту­денты полу­чают высо­ко­про­фес­сио­наль­ную под­го­товку, поз­во­ля­ю­щую в даль­ней­шем найти при­ме­не­ние своим тео­ре­ти­че­ским зна­ниям и про­фес­сио­наль­ным навы­кам. Они могут рабо­тать во мно­гих обла­стях: как рестав­ра­торы, хра­ни­тели музей­ных мебель­ных кол­лек­ций, а также как про­ек­ти­ров­щики мебели в исто­ри­че­ских сти­лях, кото­рые ста­но­вятся все более популяр­ными в послед­нее время.

refurn02.thumb refurn09.thumb

refurn01.thumbrefurn10.thumb

Дисциплины — бакалавриат

Введе­ние в про­фес­сию реставратора
Курс лек­ций пред­на­зна­чен для зна­ком­ства с про­фес­сией рестав­ра­тора. Рассмат­ри­ва­ется поня­тие куль­тур­ного насле­дия чело­ве­че­ства, общие кри­те­рии оценки про­из­ве­де­ния искус­ства, основ­ные исто­ри­че­ские этапы воз­ник­но­ве­ния рестав­ра­ции, прин­ципы кон­сер­ва­ции, рестав­ра­ции и сохра­не­ния (музе­е­фи­ка­ции) про­из­ве­де­ний худо­же­ствен­ного и исто­ри­че­ского насле­дия, основы про­па­ганды куль­тур­ного насле­дия, его вос­ста­нов­ле­ния и сохранения.

Рестав­ра­ция пред­ме­тов ДПИ
Курс состоит из изу­че­ния основ сто­лярно-крас­но­де­рев­ного искус­ства, оби­воч­ных и отде­лоч­ных работ, изго­тов­ле­ния копий пред­ме­тов исто­ри­че­ской мебели, выпол­не­ния рестав­ра­ци­он­ных работ по фане­ро­ван­ной и рез­ной мебели. В про­грамму обу­че­ния вхо­дит выпол­не­ние зада­ний по тех­нике руч­ной обра­ботки раз­лич­ных пород дре­ве­сины, изго­тов­ле­ние раз­лич­ных видов шипо­вых соеди­не­ний, выпол­не­ние в мате­ри­але про­стых и слож­ных сто­ляр­ных конструкций

Рестав­ра­ци­он­ное проектирование
Курс рестав­ра­ци­он­ного про­ек­ти­ро­ва­ния осно­вы­ва­ется на изу­че­нии прин­ци­пов объ­емно-про­стран­ствен­ной ком­по­зи­ции худо­же­ствен­ного фор­мо­об­ра­зо­ва­ния исто­ри­че­ской мебели. Выпол­не­ние обмера реста­ври­ру­е­мого пред­мета явля­ется базо­вым для курса рестав­ра­ци­он­ного про­ек­ти­ро­ва­ния. При работе над обме­рами исто­ри­че­ских форм мебели реша­ются задачи изу­че­ния объ­ек­тив­ных зако­но­мер­но­стей фор­мо­об­ра­зо­ва­ния, осно­вы­ва­ю­щихся на осо­бен­но­стях мате­ри­ала и кон­струк­ции, а также изу­че­ния исто­рии, тра­ди­ций, опыта масте­ров пред­ше­ство­вав­ших эпох. Цель курса рестав­ра­ци­он­ного про­ек­ти­ро­ва­ния — дать сту­денту зна­ния, кото­рые явля­ются обоб­ще­нием ком­по­зи­ци­он­ного опыта, накоп­лен­ного прак­ти­кой мебель­ного искусства.

Рестав­ра­ци­он­ные материалы
Курс лек­ций и прак­ти­че­ских заня­тий пред­на­зна­чен для зна­ком­ства с мате­ри­а­лами, инстру­мен­тами и обо­ру­до­ва­нием, при­ме­ня­е­мыми в науч­ной рестав­ра­ции. Рассмат­ри­ва­ются основ­ные виды мате­ри­а­лов (раз­лич­ные породы дре­ве­сины, клеи, отде­лоч­ные и оби­воч­ные мате­ри­алы и т. д.), при­ме­няв­ши­еся при созда­нии пред­ме­тов, исто­рия их исполь­зо­ва­ния, основ­ные физико-хими­че­ские харак­те­ри­стики и спе­ци­фи­че­ские осо­бен­но­сти и спо­собы их реставрации.

Конструирование
Курс прак­ти­че­ских заня­тий по осво­е­нию основ чер­че­ния и тех­ни­че­ского рисунка пред­ме­тов мебели.

Худо­же­ствен­ная резьба
Курс вклю­чает в себя изу­че­ние основ рез­чиц­кого дела. В про­грамму курса вхо­дит осво­е­ние навы­ков резьбы от про­стой гео­мет­ри­че­ской до слож­ной плоско-рельеф­ной, рельеф­ной и скульп­тур­ной резьбы, при­ме­ня­е­мой в инте­рьере и мебели.

Научно-иссле­до­ва­тель­ская работа
Курс состоит из зада­ний по сбору исто­ри­че­ского мате­ри­ала по реста­ври­ру­е­мому пред­мету, его научно-иссле­до­ва­тель­ского ана­лиза, выпол­не­ния обмера или рестав­ра­ци­он­ного про­екта и оформ­ле­ния рестав­ра­ци­он­ной документации.

refurn04.thumb refurn05.thumb refurn07.thumb refurn08.thumb

Дисциплины — магистратура

Совре­мен­ные про­блемы рестав­ра­ци­он­ной науки
Курс лек­ций о совре­мен­ных зада­чах и про­бле­мах рестав­ра­ци­он­ной науки.

Исто­рия и мето­до­ло­гия рестав­ра­ци­он­ной науки
Исто­рия воз­ник­но­ве­ния рестав­ра­ци­он­ной науки. Прин­ципы и мето­до­ло­гия. Соци­аль­ная исто­рия и фило­со­фия рестав­ра­ци­он­ной науки.

Рестав­ра­ция пред­ме­тов ДПИ
Курс осно­ван на рестав­ра­ции пред­ме­тов мебели, выпол­нен­ных в слож­ной тех­нике изго­тов­ле­ния с исполь­зо­ва­нием инкру­ста­ции, интар­сии, мар­кетри, а также вклю­чает рестав­ра­цию поли­хром­ной живо­писи и метал­ли­зи­ро­ван­ных поверх­но­стей пред­ме­тов мебели и интерьера.

Научно–иссле­до­ва­тель­ская работа
Научно-иссле­до­ва­тель­ская работа состоит из под­го­товки маги­стер­ской диссертации.

Научно–иссле­до­ва­тель­ская практика
Научно–иссле­до­ва­тель­ская прак­тика вклю­чает в себя работу в архи­вах, фон­дах музей­ных кол­лек­ций, биб­лио­те­ках, лабо­ра­то­риях и рестав­ра­ци­он­ных мастер­ских веду­щих музеев.

Научно–педа­го­ги­че­ская практика
Целью научно-педа­го­ги­че­ской прак­тики явля­ется фор­ми­ро­ва­ние базо­вых зна­ний педа­го­ги­че­ской работы в резуль­тате уча­стия сту­ден­тов-маги­стров в пре­по­да­ва­тель­ской деятельности.

refurn06.thumb refurn11.thumb refurn10.thumb

Преподаватели:

Машакин А. И. зав. кафедрой, доцент, кандидат искусствоведения
Ганцева Н.Н. доцент, кандидат философских наук
Зиновеева М. М.

доцент, кандидат искусствоведения

Машакин П. И. старший преподаватель
Двоенко А. В. преподаватель
Глазырин О. В. мастер производственного обучения
Писарь С. Л. преподаватель
Мельников П. А. преподаватель

Программа обучения

Академический бакалавриат

Магистратура

шаблоны joomla