Кафедра "История и теория декоративного искусства и дизайна"

 

Кафедра "История и теория декоративного искусства и дизайна"

 

Заведующий кафедрой - Соловьёв Николай Кириллович, доктор искусствоведения, профессор, Заслужен­ный деятель искусств РФ, академик РАЕ, лауреат Государственной премии. 

О кафедре

Специализация и направления подготовки специалистов

Кафедра истории и теории декоративного искусства и дизайна готовит историков и теоретиков искусства, художественных критиков, арт-менеджеров, специалистов в области галерейного бизнеса и арт-туризма.

Краткая история кафедры

Кафедра Истории и теории декоративного искусства и дизайна, как выпускающая кафедра, создана в 1994 году. В своей деятельности она опирается на новейшие достижения отечественной и зарубежной искусствоведческой науки и на 140-летний опыт преподавания истории искусства в Строгановском училище, институте, университете, где на ака­демической кафедре «История искусств» педагогическую деятельность вели такие выдающиеся учёные, как Н.Н. Соболев, С.В. Ноаковский, Д.Е. Аркин, М.А. Ильин, К.А. Соловьёв, И.Е. Данилова, А.К. Чекалов, П.А. Тельтевский, а в становлении новой кафедры, подготавливающей искусствоведов, активное участие принимал крупнейший отече­ственный историк и теоретик дизайна, изобразительного и декоративного искусства Н. В. Воронов.

Профессорско-преподавательский состав

Соловьёв Николай Кириллович   - зав. кафедрой, доктор искусствоведения, профессор, заслуженный деятель искусств РФ, лауреат государственной премии, академик РАЕ (история интерьера).

Майстровская Мария Терентьевна -   доктор искусствоведения, профессор (основы музейного и архивного дела, искусство музейной экспозиции, история мебели).

Крамаренко Людмила Георгиевна -     доктор искусствоведения, профессор, заслуженный работник культуры (история современного декоративного искусства, редакционно-издательское дело).

Крутова Марина Семеновна -    доктор филологических наук, профессор (история отечественной и зарубежной литературы, искусство книги).

Ганцева Нина Нестеровна   -   кандидат философских наук, доцент (теория искусства).

Кошаев Владимир Борисович -  доктор искусствоведения, профессор, лауреат Государственной премии (теория и история художественной критики,материалы и технологии в декоративном искусстве)

Мусина Ралия Рифгатовна -        доктор искусствоведения, профессор (история декоративного искусства, история народного искусства).

Бертяева Наталия Николаевна  - кандидат искусствоведения, старший преподаватель (введение в изучение искусства, описание и анализ произведений искусства).

Александрова Наталия Владимировна - кандидат исторических наук, доцент (основы археологии и история археологических открытий).

Александрова Наталия Александровна - старший преподаватель, член-корреспондент РАХ ( русское искусство XVII- XX вв.).

Сорокина Вера Владимировна - доктор филологических наук, профессор (история отечественной и зарубежной литературы).

Славятинская Марина Николаевна -   кандидат филологических наук, доцент (введение в античную культуру и латынь).

Печенкин Илья Евгеньевич -кандидат искусствоведения (история русского искусства).

Миронова Анастасия Федоровна –кандидат искусствоведения, доцент(история руссского искусства XIXVII вв.,(экспертиза и атрибуция предметов искусства)

Воробьева Дарья Николаевна - кандидат искусствоведения, преподаватель (история искусства средневекового Востока)

Ярных Вера Серафимовна – преподаватель, ( история зарубежного искусства Средних веков)

Турчина Ольга Александровна – преподаватель, (история зарубежного и русского искусства XX век

Особенности программы

Кафедра в музее1

На фото слева направо:

Печенкин И.Е., Крутова М.С., Соловьев К.А., Турчина О.А., Сорокина В.В., Цветкова П.О., Миронова А.Ф., Александрова Н.В., Ярных В.С., Кошаев В.Б., Воробьева Д.Н., Майстровская М.Т., Соловьев Н.К., Мусина Р.Р.

Специфика искусствоведческого образования в МГХПУ им. С. Г. Строганова состоит в том, что у студентов-искусствове­дов есть уникальная возможность не только всестороннего изучения изобразительного искусства и архитектуры (помимо лекций и семинаров по истории русского и зарубежного искусства занятия в течение двух лет еженедельно проводятся также в Государственной Третьяковской галерее), но и углубленного изучения истории и теории различ­ных видов декоративного искусства и дизайна в таких его областях, как промышленный, графический, интерьерный, мебельный и текстильный дизайн.

Кроме того, будущие искусствоведы, обучающиеся в «Строгановке», получают все необходимое для того, чтобы видеть искусство не только в музеях, галереях и на выставках, воспринимать его с культурологических позиций, но и постигать закономерности искусства «изнутри» профессии, уметь смотреть на предметы искусства глазами худож­ников и дизайнеров. Для этого студенты нашей кафедры занимаются рисунком, живописью, проходят предмет «мате­риалы и технологии в декоративном искусстве», посещают вузовские мастерские керамики, стекла, металла, реставра­ции, монументально-декоративной живописи, где мастера производственного обучения и педагоги рассказывают им о разных материалах и их художественных возможностях.

На кафедре успешно действует программа «Экспертизы и атрибуция предметов искусства». В рамках этой программы студенты получают не только теоретические знания в области искусствоведения, но и осваивают на практике основные методы диагоностики предметов антиквариата. Программа обеспечивается методическим и справочным материалом. В базовый модуль обучения входят стилевые характеристики декоративных искусств , экспертно-оценочная деятельность в области изобразительного искусства, менеджмент и маркетинг в сфере культуры и искусства (художественные изделия из фарфора и стекла, антикварная мебель,художественный металл, диагностика ювелирных камней, иконография и др.).

Большое значение имеет то, что студенты, обучающиеся на кафедре "История и теория декоративного искусства и дизайна", находятся в постоянном контакте со своими товарищами по вузу — будущими дизайнерами, художниками по интерьеру, художниками декоративного и монументально-декоративного искусства, посещая общие занятия по истории конкретных специальностей. В программу обучения помимо лекций по истории декоративно-прикладного и народного искусства входят спецкурсы по истории интерьера, мебели, тканей, дизайна, костюма, монументально-декоративной живописи, архитектурно-декоративной пластики, художественного стекла, керамики, металла.

Общепрофессиональные дисциплины:

—Введение в изучение изобразительного искусства;

—История искусства и архитектуры Древнего Мира. Средних веков, Нового и Новейшего времени;

—История русского искусства и архитектуры;

—История декоративно-прикладного искусства;

—История современного декоративного искусства;

—История народного искусства;

—История интерьера;

—История дизайна, науки и техники;

—История мебели;

—История художественных тканей;

—История костюма;

—История художественного металла;

—История художественной керамики;

—История художественного стекла;

—История монументально-декоративной живописи;

—История архитектурно-декоративной пластики;

—История орнамента;

—История отечественной и зарубежной литературы, искусство книги;

—История религии;

—Материалы и технология в декоративном искусстве.

Специальные дисциплины:

—Теория искусства;

—Теория и история художественной критики, методология искусствознания;

—Редакционно-издательское дело;

—Рисунок;

—Живопись;

—Введение в античную культуру и латынь;

—Введение в основы композиции;

—Основы археологии;

—Основы музейного и архивного дела.

Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины:

—Иностранные языки (английский или немецкий) + французский;

—Отечественная история;

—Всеобщая история;

—Философия;

—Эстетика;

—Экономика, социология;

—Политология, правоведение;

—Русский язык и культура речи;

—Физическая культура.

—Основы психологии и педагогики.

Курсовые и дипломные работы

Курсовые и дипломные работы студентов кафедры посвящены широкому спектру искусствоведческих проблем в области изобразительного, декоративно-прикладного искусства и дизайна.

Среди тем курсовых работ:

—«Взаимодействие форм и декора античных чернофигурных киликов первой половины VI века до н.э.». (Студент Калиничев Д.А.)

—«Русское художественное стеклоделие начала XVIII века». (Студент Холкина Е.В.)

—Японская живопись Сэсею «Пейзаж в стиле хабоку». (Студент Исаев П.Н.)

—«Творчество Чарльза Ренни Макинтоша как уникальное явление в британской культуре конца XIX–начала XX века». (Студентка Борисова И.Ф.)

—«Геометрическая стилизация в ар-деко, как симметрия и криволинейность». (Студент Васильев Н.Ю.)

Среди тем дипломных работ:

—«Русское сцепное кружево». (Студентка Бертяева Н. Н., научный руководитель — кандидат искусствоведения, доцент Докучаева Е.Е.)

—«Рисунок и живопись в системе русского аристократического образования XIX– нач. XX вв». (Студентка Сапронен­кова А.П., научный руководитель — доктор искусствоведения, профессор Майстровская М.Т.)

—«Настольные и каминные часы Западной Европы XV века». (Студенка Лютая А.А., научный руководитель — канди­дат искусствоведения, профессор Мусина Р.Р.)

—«Цвет в русской архитектуре конца XIX– начала XX вв. (на примере Москвы и Санкт-Петербурга)». (Студентка Шамраева Е.Ю., научный руководитель — доктор архитектуры, профессор Ефимов А.В.)

- «Романтические программы в дворцово-парковых ансамблях Людвига II» (студентка Солдаткина А.В., научный руководитель доктор искусствоведения , профессор Майстровская М.Т.)

                                              

Практика

Цель летней практики студентов-искусствоведов — закрепление и расширение теоретических знаний, полученных в течение обучения на соответствующих курсах и получение практических навыков научно-исследовательской работы в различных сферах искусствознания.

1 курс

Ознакомительная археологическая практика; подмосковная усадебная практика; культовая и светская архитектурная практика Москвы и Московской области. Написание рефератов и отчетов по летней практике, в т. ч. фотоотчет на планшетах.

2 курс

Ознакомление с архитектурными памятниками и коллекциями музеев Санкт-Петербурга, музейные и выставочные экс­позиции Москвы. Написание реферата и отчета о летней практике, в т. ч. фотоотчет на планшетах.

3 курс

Выездная ознакомительная практика в различные регионы России и стран СНГ (художественные промыслы Нижегород­ской и Владимирской областей, архитектурные памятники и коллекции музеев Крыма, Кижей, Киева, Изборска, Пскова т.д.). Написание реферата и отчета о летней практике, в т.ч. фотоотчет на планшетах.

4 курс

Практика по теории музейного дела, организации музейной и выставочной экспозиции, ознакомление с методикой обме­ров архитектурных деталей и мебели. Посещение творческих мастерских известных художников, посещение и рецензи­рование художественных выставок, галерей современного искусства г. Москвы. Написание реферата и отчета по лет­ней практике, в т. ч. фотоотчета на планшетах.    

                  

Трудоустройство и востребованность выпускников

Универсальное образование на кафедре истории и теории декоративного искусства и дизайна представляет широкие возможности для реализации профессиональных знаний. Выпускники кафедры работают в ведущих художественных музеях и галереях, редакциях «глянцевых» журналов, преподают в художественных вузах, занимаются экспертной работой, вопросами реставрации и консервации произведений искусства, арт-менеджментом и арт-туризмом. Многие из них прошли обучение в аспирантуре МГХПУ и защитили диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения.

Наука, публикации, статьи

Большинство курсовых и дипломных работ, выполненных на кафедре, являются искусствоведческими научными иссле­дованиями в различных областях изобразительного, декоративно-прикладного искусства, дизайна и архитектуры. Многие выпускники кафедры продолжают свое образование и научно-исследовательскую деятельность в аспирантуре МГХПУ по специальностям: 17.00.04 — Изобразительное, декоративно-прикладное искусство и архитек­тура; 17.00.06 — Техническая эстетика и дизайн.

Из выпускников кафедры 19 человек получили ученую степень кандидата искусствоведения. Ряд педагогов кафедры для успешного продолжения и завершения работы над докторской диссертацией проводят научную работу в докторан­туре МГХПУ. Профессорско-преподавательский состав и аспиранты кафедры с 2003 года по 2009 год опубликовали более ста научных работ, в том числе шесть монографий.

Программа обучения

Академический бакалавриат

Магистратура

шаблоны joomla