Кафедра "Художественное проектирование интерьеров"

Кафедра "Художественное проектирование интерьеров"

Кафедра «Художественное проектирование интерьеров» осуществляет подготовку студентов по образовательным программам высшего образования:

- Программе бакалавриата 54.03.01 Дизайн, профиль «Дизайн интерьера» (срок обучения 4 года)

- Программе специалитета 54.05.01 Монументально-декоративное искусство, специализация художественно-декоративное искусство(интерьер) (срок обучения 6 лет)

- Программе магистратура 54.04.01 Дизайн, профиль «Дизайн интерьера» (срок обучения 2 года)

Примеры работ студентов кафедры "Художественное проектирование интерьеров"

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
01/10 
start stop bwd fwd

О кафедре

Кафедра "Худо­же­ствен­ное про­ек­ти­ро­ва­ние инте­рье­ров" создана в 1956 году в про­цессе раз­ви­тия струк­туры уни­вер­си­тета. За время суще­ство­ва­ния кафедры в ее составе рабо­тали извест­ные мастера архи­тек­туры: В.Г. Гель­фрейх, Д.М. Поля­ков, Г.А. Заха­ров, А.М. Чечу­лин, В.П. Калмы­ков, А.И. Свири­дов. Будучи заве­ду­ю­щими кафед­рой, они зало­жили основы учеб­ной про­граммы и направ­ле­ние, кото­рое про­дол­жает раз­ви­ваться в мето­ди­че­ской работе.

Основ­ным мето­дом обу­че­ния сту­ден­тов и под­го­товки их к само­сто­я­тель­ной дея­тель­но­сти, твор­че­ской работе явля­ется выпол­не­ние про­ект­ных работ под руко­вод­ством пре­по­да­ва­те­лей и консультантов.

Мето­ди­че­ские и твор­че­ские задачи реша­ются на базе основ­ных типов совре­мен­ных архи­тек­тур­ных соору­же­ний и фрагментов.

Программа курса «Проек­ти­ро­ва­ние» постро­ена по прин­ципу после­до­ва­тель­ного услож­не­ния выда­ва­е­мых зада­ний: от гра­фи­че­ских упраж­не­ний и про­ек­ти­ро­ва­ния неслож­ных про­стран­ственно и функ­цио­нально соору­же­ний, про­стей­ших инте­рье­ров, к созда­нию про­ек­тов слож­ных мно­го­чис­лен­ных архи­тек­тур­ных или экс­по­зи­ци­он­ных ансамблей.

Одновре­менно воз­рас­тает объ­ем­ность и все­сто­рон­ность раз­ра­ботки про­ек­тов — вплоть до выпол­не­ния рабо­чих чер­те­жей отдель­ных фраг­мен­тов и дета­лей интерьера.

Програм­мой преду­смат­ри­ва­ется более 50 кур­со­вых работ как дли­тель­ных про­ек­тов, так и крат­ко­сроч­ных зада­ний — кла­у­зур (4 часа), исполь­зу­е­мых для акти­ви­за­ции твор­че­ского про­цесса и про­верки само­сто­я­тель­но­сти студента.

Исход­ные дан­ные каж­дого зада­ния, осно­ван­ные на целе­вых уста­нов­ках, нор­мах про­ек­ти­ро­ва­ния, ана­лизе харак­тера архи­тек­тур­ного объ­екта, окру­жа­ю­щей среды и т. п., под­го­тав­ли­ва­ются веду­щим педа­го­гом. Состав­лен­ное зада­ние на про­ек­ти­ро­ва­ние после утвер­жде­ния его кафед­рой в пись­мен­ном виде выда­ются сту­ден­там. Препо­да­ва­тель сопро­вож­дает выдачу бесе­дой, рас­кры­ва­ю­щей смысл и цели зада­ния и состав­ляет биб­лио­гра­фию книг и ста­тей, осве­ща­ю­щих для сту­ден­тов дан­ную тему. Кроме того, выдача зада­ния сопро­вож­да­ется ввод­ной лек­цией. В ввод­ных лек­циях изла­га­ются типо­ло­ги­че­ские и нор­ма­тив­ные дан­ные, дается основ­ная мето­ди­че­ская уста­новка. К про­ве­де­нию ввод­ных и пояс­ня­ю­щих зада­ния лек­ций при­вле­ка­ются спе­ци­а­ли­сты и кон­суль­танты не только из числа пре­по­да­ва­те­лей кафедры в инсти­туте, но также из спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ных архи­тек­турно-про­ект­ных и худо­же­ствен­ных организаций.

Учеб­ные зада­ния сту­ден­там выда­ются на основе реаль­ных про­ек­тов зда­ний и соору­же­ний, име­ю­щих кон­крет­ную гра­до­стро­и­тель­ную основу. Процесс выпол­не­ния зада­ний идет посто­янно на фоне глу­бо­кого озна­ком­ле­ния сту­ден­тов с осно­вами про­ек­ти­ро­ва­ния задан­ного типа зда­ний, разъ­яс­ня­ются прин­ципы их ком­по­зи­ции, их тра­ди­ции и совре­мен­ный опыт, тех­но­ло­ги­че­ские и тех­ни­че­ские тре­бо­ва­ния, на кон­крет­ных при­ме­рах ана­ли­зи­ру­ются в тео­ре­ти­че­ском и прак­ти­че­ском пла­нах и пояс­ня­ются соот­но­ше­ния кон­струк­тив­ного и деко­ра­тив­ного в архи­тек­туре. Раскры­ва­ются поня­тия мас­штаб­но­сти, про­пор­ций и архи­тек­тур­ной тек­то­ники. Разви­ва­ются пред­став­ле­ния о син­тезе изоб­ра­зи­тель­ных искусств, о логике постро­е­ния и раз­ви­тия, орга­нич­но­сти худо­же­ствен­ной формы, о без­услов­ном пони­ма­нии про­ект­ной работы, как про­цесса созда­ния гар­мо­нич­ного архи­тек­турно-худо­же­ствен­ного ансамбля.

Учеб­ные про­екты выпол­ня­ются в чер­те­жах и маке­тах. Состав про­екта вклю­чает планы, фасады, раз­резы, раз­вертки поме­ще­ний; фраг­менты, пер­спек­тивы и макеты.

Маке­ти­ро­ва­ние явля­ется одним из мето­дов про­ек­ти­ро­ва­ния с помо­щью кото­рого сту­дент уточ­няет объ­емно-про­стран­ствен­ную ком­по­зи­цию. Обос­но­ва­ние при­ня­того худо­же­ствен­ного реше­ния, выбор отде­лоч­ных мате­ри­а­лов, тех­нико-эко­но­ми­че­ский рас­чет по отде­лоч­ным рабо­там при­во­дятся в анно­та­циях к про­ек­там, либо в пояс­ни­тель­ных записках.

Мето­дика выпол­не­ния кур­со­вых работ в схеме следующая:

  • — выдача зада­ния и ввод­ная лекция;
  • — ввод­ные кла­у­зуры на тему зада­ния (или на фраг­мент ее) и мето­ди­че­ский раз­бор их;
  • — раз­ра­ботка и утвер­жде­ние эскиза-идеи и мето­ди­че­ский разбор;
  • — выпол­не­ние чер­те­жей про­екта в задан­ном объеме;
  • — кафед­раль­ный про­смотр и мето­ди­че­ский раз­бор веду­щим пре­по­да­ва­те­лем ито­гов работы каж­дого сту­дента в группе.

В про­цессе учебы сту­денты зна­ко­мятся с основ­ными типами архи­тек­тур­ных соору­же­ний и при­е­мами их внут­рен­ней архи­тек­турно-худо­же­ствен­ной и тех­но­ло­ги­че­ской орга­ни­за­ции, отделки и оборудования.
Завер­ше­нием курса про­ек­ти­ро­ва­ния явля­ется диплом­ное задание.
На пер­вом этапе диплом­ного про­ек­ти­ро­ва­ния сту­денты пишут рефе­рат на тему диплом­ного зада­ния (исто­рия раз­ви­тия и миро­вой опыт по дан­ной теме — пред­про­ект­ный ана­лиз). Програм­мой преду­смат­ри­ва­ются тема­ти­че­ские зкс­кур­сии, во время кото­рых сту­денты зна­ко­мятся с наи­бо­лее зна­чи­тель­ными совре­мен­ными соору­же­ни­ями и памят­ни­ками архитектуры.
Особен­но­стью про­граммы курса «Проек­ти­ро­ва­ние» явля­ется его ком­плекс­ное постро­е­ние и широ­кий охват мно­гих про­блем — архи­тек­тур­ные кон­струк­ции и отде­лоч­ные мате­ри­алы, мебель и осве­ти­тель­ная арма­тура, син­тез искусств и ланд­шафт­ная архи­тек­тура и т. д. Полу­чен­ные зна­ния и навыки поз­во­ляют выпуск­ни­кам кафедры «Проек­ти­ро­ва­ние инте­рье­ров» успешно рабо­тать в про­ект­ных орга­ни­за­циях пол­но­прав­ными чле­нами твор­че­ских, архи­тек­тур­ных и худо­же­ствен­ных кол­лек­ти­вов, выпол­няя всю палитру про­фес­сио­наль­ных обя­зан­но­стей худож­ника-архи­тек­тора в обла­сти про­ек­ти­ро­ва­ния интерьеров.

Программа специалитета

1 курс

В целом посвя­щен нача­лам архи­тек­тур­ной ком­по­зи­ции, архи­тек­тур­ной гра­фике и макетированию.
Озна­ком­ле­ние сту­ден­тов с тех­ни­кой выпол­не­ния архи­тек­тур­ных чер­те­жей с исполь­зо­ва­нием туши, аква­рели и темперы.
Выпол­не­ние чер­те­жей памят­ника архи­тек­туры (с увража) с покраской.
Выпол­не­ние несколь­ких упраж­не­ний по тео­рии композиции.
Выпол­не­ние несколь­ких кла­у­зур по теме: архи­тек­тура в пейзаже.
Прове­де­ние несколь­ких экс­кур­сий по извест­ней­шим памят­ни­кам архи­тек­туры г. Москвы и Подмосковья.
Озна­ком­ле­ние с наи­бо­лее харак­тер­ными образ­цами мебели и обо­ру­до­ва­ния инте­рье­ров с ана­ли­зом их функ­цио­наль­ного назна­че­ния, осо­бен­но­стей худо­же­ствен­ной формы, харак­тера кон­струк­тив­ного реше­ния, исполь­зо­ва­ния отде­лоч­ных мате­ри­а­лов, сти­лями в архитектуре.
В про­цессе работы над этими ком­по­зи­ци­он­ными зада­ни­ями про­ис­хо­дит пер­во­на­чаль­ное зна­ком­ство сту­дента с основ­ными зако­но­мер­но­стями архи­тек­тур­ной ком­по­зи­ции: с тек­то­ни­кой, мас­штаб­но­стью, про­пор­ци­ями, соот­но­ше­ни­ями глав­ного и вто­ро­сте­пен­ного, ролью цвета в архи­тек­тур­ной ком­по­зи­ции и пр. На пер­вом курсе сту­денты овла­де­вают тех­ни­че­скими при­е­мами, необ­хо­ди­мыми для изго­тов­ле­ния рабо­чих маке­тов. Летняя прак­тика посвя­щена натур­ным зари­сов­кам архи­тек­туры в пей­заже и обмер­ным рабо­там на памят­ни­ках архитектуры.

2 курс

Посвя­щен нача­лам архи­тек­турно-худо­же­ствен­ного проектирования.
Озна­ком­ле­ние сту­ден­тов со спе­ци­фи­кой про­ек­ти­ро­ва­ния инте­рье­ров неслож­ных архи­тек­тур­ных объ­ек­тов в при­род­ной среде.
Озна­ком­ле­ние сту­ден­тов со спе­ци­фи­кой про­ек­ти­ро­ва­ния инте­рье­ров обще­ствен­ного назна­че­ния с неслож­ной функ­цио­наль­ной про­грам­мой (в том числе и раз­ме­щен­ных в типо­вой кон­струк­тив­ной сетке колонн), изу­че­ние обо­ру­до­ва­ния таких инте­рье­ров. На вто­ром курсе про­дол­жа­ется совер­шен­ство­ва­ние про­ект­ной гра­фики и маке­ти­ро­ва­ния, выпол­ня­ются кла­у­зуры по тема­тике, раз­ра­бо­тан­ной руководителем.
Летняя прак­тика посвя­щена обмер­ным рабо­там на памят­ни­ках архи­тек­туры (глав­ным обра­зом — в их инте­рье­рах) по более слож­ной про­грамме и натур­ным зари­сов­кам памят­ни­ков архи­тек­туры в город­ской среде.

3 курс

Продол­жа­ется раз­ви­тие и услож­не­ние про­ект­ных задач. Первый опыт архи­тек­тур­ного про­ек­ти­ро­ва­ния в пол­ном объ­еме: от про­ек­ти­ро­ва­ния объ­ема до про­ек­ти­ро­ва­ния интерьера.
Озна­ком­ле­ние со спе­ци­фи­кой про­ек­ти­ро­ва­ния соору­же­ний жилого и обще­ствен­ного назна­че­ния с более слож­ной функ­цио­наль­ной струк­ту­рой и их инте­рье­ров; озна­ком­ле­ние с зави­си­мо­стью фор­ми­ро­ва­ния архи­тек­турно-про­стран­ствен­ной ком­по­зи­ции этих соору­же­ний от функ­цио­наль­ных, тех­ни­че­ских, кон­струк­тив­ных и эсте­ти­че­ских требований.
Озна­ком­ле­ние с прин­ци­пами и осо­бен­но­стями про­ек­ти­ро­ва­ния неболь­шого жилого дома (на одну раз­ви­тую семью), пла­ни­ро­воч­ной и про­стран­ствен­ной орга­ни­за­цией его инте­рье­ров, осно­вами функ­цио­наль­ного зони­ро­ва­ния, про­бле­мой орга­ни­че­ского соот­вет­ствия архи­тек­тур­ной формы и конструкции.
Озна­ком­ле­ние с нор­мами и зако­но­мер­но­стями исполь­зо­ва­ния стро­и­тель­ных и отде­лоч­ных мате­ри­а­лов. Все более углуб­ля­ю­ще­еся изу­че­ние вопро­сов вза­и­мо­связи архи­тек­тур­ного соору­же­ния и при­род­ной среды и про­блем архи­тек­тур­ного ансамбля.

int_3_01.thumb int_3_02.thumb int_3_03.thumb int_3_04.thumb int_3_05.thumb

Озна­ком­ле­ние с прин­ци­пами про­ек­ти­ро­ва­ния инте­рье­ров транс­порт­ных соору­же­ний и адми­ни­стра­тив­ных зда­ний спе­ци­аль­ного назна­че­ния, их спе­ци­фи­кой и нор­мами. Расши­ре­ние поня­тия ансам­бля как гар­мо­нич­ной функ­цио­наль­ной и ком­по­зи­ци­он­ной вза­и­мо­связи частей еди­ного архи­тек­тур­ного орга­низма. Выпол­не­ние кла­у­зур по тема­тике раз­ра­бо­тан­ной руко­во­ди­те­лем в русле задач курса. Летняя прак­тика посвя­щена про­ект­ной работе.

4 курс

На чет­вер­том курсе про­дол­жа­ется совер­шен­ство­ва­ние навы­ков само­сто­я­тель­ного твор­че­ства и про­фес­сио­наль­ного мастер­ства в про­цессе про­ек­ти­ро­ва­ния инте­рье­ров слож­ных соору­же­ний уни­каль­ного харак­тера или спе­ци­аль­ного назна­че­ния. Услож­ня­ются худо­же­ственно-образ­ные задачи.
Так как про­ект­ные зада­ния все­гда имеют гео­гра­фи­че­ский и гра­до­стро­и­тель­ный адрес, архи­тек­турно-худо­же­ствен­ный образ инте­рье­ров дол­жен быть в без­услов­ной связи с соци­аль­ными, кли­ма­ти­че­скими и исто­ри­че­скими осо­бен­но­стями города, для кото­рого пред­на­зна­чено здание.
Иссле­ду­ются про­блемы тра­ди­ций и нова­тор­ства в архи­тек­туре и искус­стве. Студенты зна­ко­мятся с про­бле­мой созда­ния на основе син­теза искусств, со спе­ци­фич­но­стью худо­же­ственно-образ­ных средств пла­сти­че­ских искусств, высту­па­ю­щих в еди­ной композиции.

int_4_01.thumb int_4_02.thumb int_4_03.thumb int_4_04.thumb int_4_05.thumb

Произ­во­дится изу­че­ние мето­дики про­ек­ти­ро­ва­ния слож­ных экс­по­зи­ци­он­ных ком­плек­сов, спе­ци­фики орга­ни­за­ции музей­ной и выста­воч­ной экс­по­зи­ции, с модуль­ными систе­мами и уни­фи­ка­цией в стро­и­тель­ной и выста­воч­ной прак­тике. Продол­жа­ется углуб­ле­ние пони­ма­ния зако­но­мер­но­стей постро­е­ния архи­тек­тур­ного ансам­бля. Выпол­не­ние кла­у­зур по тема­тике раз­ра­бо­тан­ной руко­во­ди­те­лем. Летняя прак­тика посвя­щена про­ект­ной работе.

5 курс

На пятом курсе в ходе выпол­не­ния слож­ных про­ект­ных зада­ний про­ис­хо­дит даль­ней­шее раз­ви­тие про­фес­сио­наль­ных зна­ний и навы­ков с мак­си­маль­ным при­бли­же­нием к тре­бо­ва­ниям реаль­ной прак­тики. Осва­и­ва­ются прин­ципы про­ек­ти­ро­ва­ния инте­рье­ров слож­ного обще­ствен­ного соору­же­ния с раз­ви­той систе­мой функ­цио­нально-тех­но­ло­ги­че­ских процессов.
Углуб­ля­ется готов­ность и спо­соб­ность сту­дента к само­сто­я­тель­ной про­ект­ной работе. Боль­шое вни­ма­ние уде­ля­ется рабо­чему про­ек­ти­ро­ва­нию, раз­ра­ботке фраг­мен­тов, дета­лей, шаб­ло­нов и про­фи­лей к ним.

int_5_01.thumb int_5_02.thumb int_5_03.thumb int_5_04.thumb int_5_05.thumb

Выпол­не­ние кла­у­зур по тема­тике, раз­ра­бо­тан­ной руко­во­ди­те­лем. Летняя прак­тика посвя­щена пред­про­ект­ным иссле­до­ва­ниям по теме диплома (рефе­рат) и выпол­не­нию бук­лета о твор­че­ском лице сту­дента-художника.

6 курс

Выпол­не­ние фор­про­екта — кон­цеп­ции по составу и смыслу явля­ется про­ло­гом к диплом­ному про­екту. Особое вни­ма­ние к реше­нию самых общих харак­те­ри­стик архи­тек­тур­ной и худо­же­ствен­ной ком­по­зи­ции в целом. Общая идея — пре­жде всего, детали будут раз­ра­ба­ты­ваться на сле­ду­ю­щем этапе.
Выпол­не­ние диплом­ного про­екта. Диплом­ное про­ек­ти­ро­ва­ние, про­во­ди­мое на основе кон­цеп­ту­аль­ного фор­про­екта, явля­ется заклю­чи­тель­ным эта­пом обу­че­ния в ВУЗе и имеет своей целью систе­ма­ти­за­цию, закреп­ле­ние и рас­ши­ре­ние про­фес­сио­наль­ных тео­ре­ти­че­ских зна­ний и худо­же­ственно-прак­ти­че­ской под­го­товке студента.

Приме­ча­ние: Конкрет­ная тема­тика инди­ви­ду­аль­ных диплом­ных зада­ний, весь круг вопро­сов по их составу и зада­чам, реко­мен­ду­е­мая лите­ра­тура и т. п. раз­ра­ба­ты­ва­ются руко­во­ди­те­лем и утвер­жда­ются кафед­рой. Осно­вой диплом­ных зада­ний явля­ются реаль­ные про­ект­ные мате­ри­алы из архи­тек­тур­ных про­ект­ных организаций.

int_6_01.thumb int_6_02.thumb int_6_03.thumb int_6_04.thumb int_6_05.thumb

На пер­вом этапе работы над диплом­ным про­ек­том сту­денты выпол­няют следующее:
Пишут иллю­стри­ро­ван­ные рефе­раты на тему диплом­ного зада­ния как этап работы по сбору и систе­ма­ти­за­ции мате­ри­а­лов к теме и как пред­ва­ри­тель­ное иссле­до­ва­ние всего суще­ству­ю­щего архи­тек­тур­ного опыта по дан­ной тема­тике (в тече­ние лет­ней пред­ди­плом­ной практики).
Завер­ша­ется работа над бук­ле­том, в кото­ром сту­дент демон­стри­рует все свои работы (в фото­гра­фиях) учеб­ные и творческие.
Основ­ной частью пер­вого этапа явля­ется выпол­не­ние фор­про­екта, в кото­ром раз­ра­ба­ты­ва­ется кон­цеп­ция диплом­ного проекта.
Все эти части (рефе­рат, бук­лет, фор­про­ект) вме­сте с основ­ным диплом­ным про­ек­том предъ­яв­ля­ется ГЭК для защиты.

Летняя учебная практика

Каждый курс завер­ша­ется выпол­не­нием зада­ний по лет­ним прак­ти­кам, кото­рые стро­ятся по сле­ду­ю­щей схеме:
В тече­нии июня месяца выполняются:
1. Учеб­ная прак­тика (основ­ные раз­делы): обмер­ная (1 и 2 курсы); про­ект­ная (3 и 4 курсы); пред­ди­плом­ная (5 курс).
2. Учеб­ная прак­тика (допол­ни­тель­ные раз­делы): постро­е­ние пер­спек­тивы (2 курс).
В тече­ние кани­кул (июль–август) выпол­ня­ются живо­писно-гра­фи­че­ские прак­тики (1–4 курсы).

int_pr_01.thumb

Программа бакалавриата

Бакалавриат "Дизайн интерьера"

1 курс

- Проект витрины магазина

Ознакомление с основными задачами и спецификой проектирования простейших объектов, с характером и особенностями рекламы, с понятиями функциональности, художественной формы, конструктивного решения.

- Проект интерьера торгового зала небольшого фирменного магазина

Ознакомление с проектированием интерьеров общественного назначения с несложной функциональной программой, размещенных в типовой конструктивной сетке колонн; изучение основных элементов оборудования и отделочных материалов.

2 курс

- Проект интерьеров городской квартиры

Ознакомление с проектированием интерьеров жилого назначения, их функциональной планировочно-пространственной организацией.

- Проект интерьеров загородного жилого дома

Ознакомление с принципами и особенностями проектирования жилого дома, основами его функционального зонирования, проблемой единства конструкции и архитектурно-художественной формы.

3 курс

-Проект интерьеров ресторана с решением благоустройства прилегающей территории

Ознакомление со спецификой проектирования интерьеров общественного назначения со развитой функциональной структурой. Изучение зависимости формирования архитектурно-пространственной композиции от функциональных, конструктивных и эстетических требований. Изучение взаимосвязи архитектурной и природной среды.

-Проект интерьеров офиса или небольшой гостинницы

Освоение методов проектирования заданной группы пространств. Ознакомление с функциональными закономерностями организации интерьера, совершенствование проектной графики и методов презентации проектов.

4 курс

-Проект интерьеров выставочного или музейного комплекса

Изучение методики проектирования сложных экспозиционных комплексов, принципов организации музейно-выставочного пространства, с модульными системами и унификацией в строительной и выставочной практике. Углубление понимания задач художественно-образного решения и создания архитектурного ансамбля.

- Дипломное проектирование

Освоение принципов комплексного проектирования интерьеров сложного общественного сооружения с развитой системой функционально-технических процессов. Решение проблемы создания единого архитектурно-художественного ансамбля как гармоничной функциональной и композиционной взаимосвязи частей архитектурного организма на основе синтеза искусств.

Программа магистатуры

Магистратура "Дизайн интерьера"

Обучение в магистратуре по направлению подготовки 54.04.01 Дизайн (дизайн интерьера) направлено на совершенствование навыков самостоятельного творчества и профессионального мастерства в процессе проектирования интерьеров сложных архитектурных сооружений уникального характера или специального назначения.

Студенты магистратуры исследуют традиции и новаторство в архитектуре и искусстве, знакомятся с проблемой создания на основе синтеза искусств гармоничного художественного решения интерьеров, используя художественно-образные средства пластических искусств, выступающих в единой композиции.

Производится изучение методики проектирования жилых интерьеров, сложных экспозиционных комплексов, театрально-зрелищных пространств, музейно-выставочных экспозиций, сложных общественных сооружений с развитой системой функционально-технологических процессов.

Большое внимание уделяется рабочему проектированию, разработке фрагментов и деталей интерьеров с максимальным приближением к требованиям реальной практики.

Срок обучения – 2 года.

Обучение завершается написанием магистерской диссертации.

1. Примерная тематика магистерских диссертаций (научно-исследовательское направление):

- исследование методики проектирования музейно-выставочных комплексов;

- художественный образ в проектировании современного жилого интерьера;

- особенности проектирования интерьеров многофункциональных комплексов;

- взаимосвязь художественного образа и функциональных особенностей в проектировании сложных транспортных узлов;

- образ и функция в проектировании театральных пространств.

2. Примерные темы курсовых работ:

- проект интерьеров международного выставочного комплекса;

- проект интерьеров музейного комплекса;

- проект интерьеров многофункционального комплекса;

- проект интерьеров театрального комплекса;

- проект жилых интерьеров (загородный дом с прилегающей территорией; двухуровневая квартира от 200 кв.м.);

- проект благоустройства парковых зон в городской среде (ландшафтное проектирование);

- проект интерьеров гостиничного комплекса;

- проект интерьеров детской школы искусств;

- проект интерьеров транспортного комплекса (метро, аэропорт);

- проект интерьеров многофункционального офисного комплекса.

3. Программное обеспечение :

Autodesk 3ds MAX, AutoCad, Adobe Photoshop, ArchiCad.

4. Информационные базы:

Мастерские зарубежные

http://www.novembre.it/

http://www.patrickjouin.com/

http://www.erickvanegeraat.ru/

http://www.frener-reifer.com/

http://www.hbadesign.com/

http://kkaa.co.jp/

http://www.mecanoo.nl/

http://www.hollein.com/

http://www.cartertyberghein.com/

http://www.iosaghini.it/

http://pepecalderindesign.com/

http://monstrum.dk/

Мастерские отечественные

http://kostelov.ru/

http://www.geometrix.ru/

http://www.speech.su/

http://www.totan.ru/

http://atrium.ru/

http://www.b-s.su/

http://www.inre-design.com/

Обзорные сайты и электронные журналы зарубежные и российские:

http://www.novate.ru/

https://www.houzz.com/

http://www.djournal.com.ua/

http://www.archdaily.com/

http://www.interiorsdigital.com/

http://www.forma.spb.ru/

Свет и мебель

http://www.besana.it/

http://www.bontempi.it/

http://www.dkhome.com/

http://www.brandvanegmond.com/

http://www.ingo-maurer.com/products/

5. Перечень литературы

Основная литература:

- Устин В.Б. - "Искусство наружной рекламы" (практическое руководство), Москва, издательство «Астрель», 2009 год.

- Устин В.Б. - "Художественное проектирование интерьеров" (учебник) Москва, издательство «Астрель», 2010 год.

- Устин В.Б. - "Учебник дизайна" (композиция, методика, практика) Москва, издательство «Астрель», 2009 год.

-"Всеобщая история интерьера" под общей редакцией: Соловьёв Н.К., Майстровская М.Т., Турчин В.С., Дажина В.Д., Москва, издательство «Эксмо», 2013 год.

Дополнительная литература:

- Соловьёв Н.К. - "Очерки по истории интерьера", Москва, издательство «Сворог и К» 2001 год.

- Соловьёв Н.К. - "История интерьера (Древний мир. Средние века.)", МГХПА им. С.Г. Строганова, 1999 год.

 

Преподаватели кафедры

Сегодня на кафедре "Художественное проектирование интерьеров" работают:

1. Стасюк Александр Николаевич, Заслуженный художник РФ, профессор, заведующий кафедрой; закончил МГХПУ им. С.Г. Строганова, имеет звание профессора, ведет предметы: Художественное проектирование интерьеров (ХПИ), основы производственного мастерства (ОПМ), архитектурно-художественная и монументально-декоративная композиция интерьера, способы декорирования интерьеров, макетирование (специалитет), дизайн проектирование (магистратура), дипломное проектирование, практика.

2. Барков Павел Сергеевич, старший преподаватель; закончил МГХПУ им. С.Г. Строганова, ведет предметы: ХПИ, ОПМ, архитектурно-художественная и монументально-декоративная композиция интерьера, способы декорирования интерьера, макетирование (специалитет), дизайн проектирование (магистратура), дипломное проектирование, практика.

3. Бородулина Мирослава Николаевна, профессор; закончила МГХПУ им. С.Г. Строганова, имеет звание доцента, ведет предметы: ХПИ, ОПМ, макетирование (специалитет), дипломное проектирование, практика.

4. Горлицына Александра Валерьевна, преподаватель; закончила МГХПА им. С.Г. Строганова, ведет предметы: проектирование, ОПМ (бакалавриат), дипломное проектирование, практика.

5. Даутов Ергали Нуркешевич, доцент; закончил МГХПУ им. С.Г. Строганова, ведет предметы: ХПИ, ОПМ, архитектурно-художественная и монументально-декоративная композиция интерьера, макетирование (специалитет), проектирование, ОПМ (бакалавриат), дипломное проектирование, практика.

6. Дрюкова Нинель Витальевна, доцент; закончила МГХПУ им. С.Г. Строганова, ведет предметы: ХПИ, ОПМ, архитектурно-художественная и монументально-декоративная композиция интерьера, способы декорирования, макетирование, компьютерное проектирование (специалитет), дипломное проектирование, практика.

7. Жернакова Нина Юрьевна, старший преподаватель; закончила МГХПУ им. С.Г. Строганова, ведет предметы: ХПИ, ОПМ, макетирование (специалитет), дипломное проектирование, практика.

8. Иноземцева Елена Григорьевна, старший преподаватель; закончила МГХПУ им. С.Г. Строганова, ведет предметы: отделочные материалы и способы их применения (специалитет и бакалавриат), проектирование, ОПМ (бакалавриат), дипломное проектирование, практика.

9. Катунина Ирина Сергеевна, преподаватель; закончила МГХПА им. С.Г. Строганова. (В данный момент находится по уходу за ребенком).

10. Кирьянов Олег Игоревич, профессор; закончил МГХПУ им. С.Г. Строганова, имеет звание доцента, ведет предметы: ХПИ, ОПМ, архитектурно-художественная и монументально-декоративная композиция интерьера, макетирование (специалитет), проектирование, ОПМ (бакалавриат), дипломное проектирование, практика.

11. Маляренко Раиса Алексеевна, преподаватель; закончила МГХПУ им. С.Г. Строганова, ведет предметы: ХПИ, ОПМ, архитектурно-художественная и монументально-декоративная композиция интерьера (специалитет), практика.

12. Руссу Дарья Сергеевна, преподаватель; закончила МГХПУ им. С.Г. Строганова. (В данный момент находится в отпуске по уходу за ребенком).

13. Рыбаченко Владимир Алексеевич, доцент; закончил МАРХИ, ведет предметы: ХПИ, ОПМ, архитектурно-художественная и монументально-декоративная композиция интерьера, способы декорирования интерьера, макетирование (специалитет), дизайн проектирование (магистратура), дипломное проектирование, практика.

14. Рыжиков Василий Олегович, кандидат искусствоведения, доцент; закончил МГХПУ им. С.Г. Строганова, ведет предметы: ХПИ, ОПМ, архитектурно-художественная и монументально-декоративная композиция интерьера, компьютерное проектирование, макетирование (специалитет), проектирование, ОПМ (бакалавриат), комплексное проектирование (магистратура), дипломное проектирование, практика.

15. Свиридов Григорий Анатольевич, старший преподаватель; закончил МГХПУ им. С.Г. Строганова, ведет предметы: ХПИ, ОПМ, архитектурно-художественная и монументально-декоративная композиция интерьера, макетирование, компьютерное проектирование (специалитет), дипломное проектирование, практика.

16. Свиридов Петр Юрьевич, доцент; закончил МАРХИ, ведет предметы: ХПИ, ОПМ, архитектурно-художественная и монументально-декоративная композиция интерьера, способы декорирования, макетирование, компьютерное проектирование (специалитет), дипломное проектирование, практика.

17. Сурова Елена Михайловна, кандидат философских наук, профессор; закончила МГХПУ им. С.Г. Строганова, имеет звание профессора, ведет дипломное проектирование.

18. Устин Виталий Борисович, кандидат искусствоведения, профессор; закончил МГХПУ им. С.Г. Строганова, имеет звание профессора, ведет дипломное проектирование.

19. Федоровский Лев Николаевич, доцент; закончил МГХПУ им. С.Г. Строганова, имеет звание доцента, ведет пропедевтику (специалитет и бакалавриат).

20. Харитонова Дарья Михайловна, доцент; закончил МГХПУ им. С.Г. Строганова, ведет предметы: ХПИ, ОПМ, архитектурно-художественная и монументально-декоративная композиция интерьера, способы декорирования, макетирование, компьютерное проектирование (специалитет), дипломное проектирование, практика.

21. Шумакова Татьяна Александровна, доцент; закончила МАРХИ, ведет дипломное проектирование.

22. Щербаков Александр Анатольевич, доцент; закончил МАРХИ, ведет предметы: ХПИ, ОПМ, архитектурно-художественная и монументально-декоративная композиция интерьера, макетирование (специалитет), дипломное проектирование, практика.

23. Одношивкин Владимир Николаевич, профессор; закончил ЛВХПУ им. В.И.Мухиной, имеет звание профессора, ведет предметы: ХПИ, ОПМ, макетирование (специалитет), дипломное проектирование, практика.

24. Алексеев Иван Михайлович, доцент; закончил МАРХИ, кандидат архитектуры, ведет предметы: конструирование (специалитет), основы строительной физики, теплотехника и акустика (специалитет и бакалавриат), конструирование в художественном проектировании интерьера (бакалавриат).

Преподаватели – совместители (внешние):

25. Маркин Леонид Владимирович, профессор, имеет звание профессора, закончил МАИ, ведет предметы: компьютерное проектирование (специалитет и бакалавриат), компьютерная графика (специалитет), информационные технологии в дизайне (бакалавриат).

26. Булатов Олег Евгеньевич, доцент, закончил МГСУ МИСИ, ведет основы строительной техники (специалитет и бакалавриат), ознакомленная практика.

Дипломные проекты

Дипломные проекты 2015

1 small 

1. Проект разработки интерьеров Академии балета им. Бориса Эйфмана в г. Санкт-Петербург/Автор: Антошкина В./Руководитель: доцент Щербаков А.А.

 2 small

2. Проект интерьеров дворца молодежи "Жастар" в Астане/Автор: Васечкин П./Руководители: Даутов Е.Н., Свиридов Г.А., Рыжиков В.О.

 3 small

3. Проект музея-мемориала невинных жертв Второй мировой войны в г. Гданьске/Автор: Галиева Л./Руководители: Даутов Е.Н., Рыжиков В.О.

 4 small

4. Проект интерьеров центра российского красного креста, пансионат Якова Маршака, поселок Эгвекинот/Автор: Дешура О.

 5 small

5. Проект интерьеров Аэропорта "Центральный" в г. Саратове/Автор: Лыкова В./Руоководители: Сурова Е.М., Шумакова Т.А.

 6 small

6. Проект интерьеров многофункционального бизнес-центра при заводе "Злара", г. Чебоксары/Автор: Петрухина С./Руководители: Рыбаченко В.А., Барков П.С.

 7 small

7. Проект интерьеров музея геноцида армян в Ереване/Автор: Симонян А./ Руководители: Рыжиков В.О., Катунина И.С.

Дипломные проекты 2014

2014. Проект интерьеров культурно-музейного комплекса искусств Пермского края/Автор Свешникова Ксения Сергеевна/Руководитель: профессор Бородулина Мирослава Николаевна

1. Проект интерьеров культурно-музейного комплекса искусств Пермского края/Автор Свешникова Ксения Сергеевна/Руководитель: профессор Бородулина Мирослава Николаевна

2014. Проект интерьеров музея северных конвоев Великой Отечественной Войны/Автор: Роговая Вера Владимировна/Руководители: доцент Даутов Ергали Нуркешевич, доцент Свиридов Григорий Анатольевич, доцент Рыжиков Василий Олегович

2. Проект интерьеров музея северных конвоев Великой Отечественной Войны/Автор: Роговая Вера Владимировна/Руководители: доцент Даутов Ергали Нуркешевич, доцент Свиридов Григорий Анатольевич, доцент Рыжиков Василий Олегович

2014. Проект интерьеров выставочного комплекса легкой и текстильной промышленности в Вышнем Волочке/Автор: Пылина Анастасия Викторовна/Руководители: старший преподаватель Рыбаченко Владимир Алексеевич, препеподаватель Барков Павел Сергеевич

3. Проект интерьеров выставочного комплекса легкой и текстильной промышленности в Вышнем Волочке/Автор: Пылина Анастасия Викторовна/Руководители: старший преподаватель Рыбаченко Владимир Алексеевич, препеподаватель Барков Павел Сергеевич

2014. Проект интерьеров музея судостроения в городе Санкт-Петербурге/Автор: Преображенская Анастасия Эдуардовна/Руководители: доцент Даутов Ергали Нуркешевич, доцент Свиридов Григорий Анатольевич, доцент Рыжиков Василий Олегович

4. Проект интерьеров музея судостроения в городе Санкт-Петербурге/Автор: Преображенская Анастасия Эдуардовна/Руководители: доцент Даутов Ергали Нуркешевич, доцент Свиридов Григорий Анатольевич, доцент Рыжиков Василий Олегович 

5. Проект интерьеров музейного комплекса «Куликовская битва»/Автор: Полченская Екатерина Юрьевна/Руководители: доцент Даутов Ергали Нуркешевич, доцент Свиридов Григорий Анатольевич, доцент Рыжиков Василий Олегович

5. Проект интерьеров музейного комплекса «Куликовская битва»/Автор: Полченская Екатерина Юрьевна/Руководители: доцент Даутов Ергали Нуркешевич, доцент Свиридов Григорий Анатольевич, доцент Рыжиков Василий Олегович 

2014. Проект интерьеров Детского центра Развития в г. Москве Автор Кущёва Анна Сергеевна/Руководители: доцент Шумакова Татьяна Александровна, доцент Сурова Елена Михайловна

6. Проект интерьеров Детского центра Развития в г. Москве Автор Кущёва Анна Сергеевна/Руководители: доцент Шумакова Татьяна Александровна, доцент Сурова Елена Михайловна

2014. Проект спортивно-оздоровительного комплекса в Старой Рязани Автор: Колесникова Дарья Константиновна/Руководитель: старший преподаватель Якушева Елена Геннадьевна

7. Проект спортивно-оздоровительного комплекса в Старой Рязани Автор: Колесникова Дарья Константиновна/Руководитель: старший преподаватель Якушева Елена Геннадьевна 

2014. Дипломный проект интерьеров офисно-гостиничного комплекса Quattro Corti/Автор: Кабанова Нина Сергеевна/Руководители: доцент Дрюкова Нинель Витальевна, доцент Харитонова Дарья Михайловна, доцент Свиридов Петр Юрьевич

8. Дипломный проект интерьеров офисно-гостиничного комплекса Quattro Corti/Автор: Кабанова Нина Сергеевна/Руководители: доцент Дрюкова Нинель Витальевна, доцент Харитонова Дарья Михайловна, доцент Свиридов Петр Юрьевич

Дипломные проекты 2013

2013. Проект интерьеров Открытого образовательного арт-центра в г.Ярославле/Автор: Афанасьева Виктория Александровна/Руководители: Старший препеподаватель Рыбаченко Владимир Алексеевич, преподаватель Барков Павел Сергеевич, доцент Даутов Ергали Нуркешевич, доцент Свиридов Григорий Анатольевич, доцент Рыжиков Василий Олегович

1. Проект интерьеров Открытого образовательного арт-центра в г.Ярославле/Автор: Афанасьева Виктория Александровна/Руководители: Старший препеподаватель Рыбаченко Владимир Алексеевич, преподаватель Барков Павел Сергеевич, доцент Даутов Ергали Нуркешевич, доцент Свиридов Григорий Анатольевич, доцент Рыжиков Василий Олегович 

2013. Проект интерьеров культурно-развлекательного центра в г.Сочи/Автор: Чайников И./Руководители: доцент Даутов Ергали Нуркешевич, доцент Свиридов Григорий Анатольевич, доцент Рыжиков Василий Олегович

2. Проект интерьеров культурно-развлекательного центра в г.Сочи/Автор: Чайников И./Руководители: доцент Даутов Ергали Нуркешевич, доцент Свиридов Григорий Анатольевич, доцент Рыжиков Василий Олегович 

2013. Проект интерьеров Музея мамонта и вечной мерзлоты в Якутии/Автор: Купцова Наталья Евгеньевна/Руководители: доцент Щербаков Александр Анатольевич, преподаватель Петрушин Николай Александрович, доцент Даутов Ергали Нуркешевич, доцент Свиридов Григорий Анатольевич, доцент Рыжиков Василий Олегович

3. Проект интерьеров Музея мамонта и вечной мерзлоты в Якутии/Автор: Купцова Наталья Евгеньевна/Руководители: доцент Щербаков Александр Анатольевич, преподаватель Петрушин Николай Александрович, доцент Даутов Ергали Нуркешевич, доцент Свиридов Григорий Анатольевич, доцент Рыжиков Василий Олегович 

2013. Проект интерьеров реконструкции Политехнического музея в г. Москве 2013 г./Автор: Решетова Алена Игоревна/Руководители: доцент Даутов Ергали Нуркешевич, доцент Свиридов Григорий Анатольевич, доцент Рыжиков Василий Олегович

4. Проект интерьеров реконструкции Политехнического музея в г. Москве 2013 г./Автор: Решетова Алена Игоревна/Руководители: доцент Даутов Ергали Нуркешевич, доцент Свиридов Григорий Анатольевич, доцент Рыжиков Василий Олегович

2013. Проект интерьеров культурно-рекреационного центра в г. Москве/Автор: Лурье Ирина Александровна/Руководители: Старший преподаватель Рыбаченко Владимир Алексеевич, преподаватель Барков Павел Сергеевич, доцент Даутов Ергали Нуркешевич, доцент Свиридов Григорий Анатольевич, доцент Рыжиков Василий Олегович

5. Проект интерьеров культурно-рекреационного центра в г. Москве/Автор: Лурье Ирина Александровна/Руководители: Старший преподаватель Рыбаченко Владимир Алексеевич, преподаватель Барков Павел Сергеевич, доцент Даутов Ергали Нуркешевич, доцент Свиридов Григорий Анатольевич, доцент Рыжиков Василий Олегович 

2013. Проект интерьеров Океанариума на Поклонной горе в г. Москве/Автор: Усова Александра Владимировна/Руководители: доцент Даутов Ергали Нуркешевич, доцент Свиридов Григорий Анатольевич, доцент Рыжиков Василий Олегович

 6. Проект интерьеров Океанариума на Поклонной горе в г. Москве/Автор: Усова Александра Владимировна/Руководители: доцент Даутов Ергали Нуркешевич, доцент Свиридов Григорий Анатольевич, доцент Рыжиков Василий Олегович

2013. Проект интерьеров Выставочного комплекса Института Научных Технологий в г. Томске/Автор: Киреева Марина Анатольевна/Руководители: доцент Даутов Ергали Нуркешевич, доцент Свиридов Григорий Анатольевич, доцент Рыжиков Василий Олегович

7. Проект интерьеров Выставочного комплекса Института Научных Технологий в г. Томске/Автор: Киреева Марина Анатольевна/Руководители: доцент Даутов Ергали Нуркешевич, доцент Свиридов Григорий Анатольевич, доцент Рыжиков Василий Олегович

2013. Проект интерьеров музея светлой памяти погибших в 1939-1945 гг в г. Гданьске, Польша/Автор: Кожина Екатерина Олеговна/Руководители: старший преподаватель Рыбаченко Владимир Алексеевич, преподаватель Барков Павел Сергеевич, доцент Даутов Ергали Нуркешевич, доцент Свиридов Григорий Анатольевич,  доцент Рыжиков Василий Олегович

8. Проект интерьеров музея светлой памяти погибших в 1939-1945 гг в г. Гданьске, Польша/Автор: Кожина Екатерина Олеговна/Руководители: старший преподаватель Рыбаченко Владимир Алексеевич, преподаватель Барков Павел Сергеевич, доцент Даутов Ергали Нуркешевич, доцент Свиридов Григорий Анатольевич,  доцент Рыжиков Василий Олегович

Публикации

1. Устин В.Б. Искусство наружной рекламы. Практическое руководство. – М.:АСТ:Астрель, 2009.-304с.: ил.

2. Устин В.Б. Художественное проектирование интерьеров. Учебник – М.:АСТ:Астрель: Полиграфиздат, 2010.-288 с.:ил.

3. Устин В.Б. Учебник дизайна. Композиция, методика, практика. М.:АСТ:Астрель, 2009. -254, [2] с.:ил.

4. Устин В.Б. Наедине с гармонией. Московская художественно-промышленная академия им. С.Г.Строганова. Акварель. М., 2009, 96 с. с ил.

5. Стасюк А.Н. Альбом-монография акварель «Карелия». Московская художественно-промышленная академия им. С.Г.Строганова. М., 2010.

6. Стасюк А.Н. Альбом-монография акварель «Цветы». Московская художественно-промышленная академия им. С.Г.Строганова. М., 2013

7. Рыжиков В.О. архитектурно-художественное проектирование квартир 1980-2000-х гг. Московская художественно-промышленная академия им. С.Г.Строганова. М., 2009.- 184 с. с ил.

8. Даутов Е.Н. Искусство интерьера. Московская художественно-промышленная академия им. С.Г.Строганова. М., 2014

9. Оформление интерьеров и предметно-развивающей среды образовательных учреждений, реализующих образовательную программу дошкольного образования (методические рекомендации. Авторский Коллектив: Даутов Е.Н., Харитонова Д.М., Стасюк А.Н., Якушева Е.Г., Катунина И.С., Барков П.С., Дрюкова Н.В.. Составитель Рыжиков В.О.Правительство города Москвы Московская государственная художественно-промышленная академия им. С.Г.Строганова. М. 2013

В средствах массовой информации:

1.Квартирный вопрос. Выпуск № 414 Гостиная с тройным дном. Эфир: 22.02.2014. http://www.youtube.com/watch?v=ugUR5afl60A

2. Дачный ответ. Выпуск № 211. Синяя кухня под белыми ветвями. Эфир: 28.12.2014. http://www.youtube.com/watch?v=QfHZaFvP_DM

Выставки и конкурсы

Январь 2015 г.

1. Ковальчук Т.

КОНКУРС МОЛОДЫХ ДИЗАЙНЕРОВ NEUHAUS

Главный приз - Проект "ВЗРЫВ ЦВЕТА". Руководители: Дрюкова Н.В., Харитонова Д.М., Свиридов П.Ю.

2. Непряхина Е.

КОНКУРС МОЛОДЫХ ДИЗАЙНЕРОВ NEUHAUS

Приз за лучшую ручную подачу - проект "Квартира модельера". Руководители: Дрюкова Н.В., Харитонова Д.М., Свиридов П.Ю.

Октябрь 2013 г.

1. Полченская Е.Ю.

XXIII МЕЖДУНАРОДНЫЙ СМОТР – КОНКУРС ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ ПО АРХИТЕКТУРЕ И ДИЗАЙНУ

Диплом 1 степени - Проект интерьеров музейного комплекса «Куликовская битва». Руководители: доц. Даутов Е.Н, доц. Свиридов Г.А, доц. Рыжиков В.О.

2. Кущёва А.С.

XXIII МЕЖДУНАРОДНЫЙ СМОТР – КОНКУРС ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ ПО АРХИТЕКТУРЕ И ДИЗАЙНУ
Диплом 2 степени - Проект интерьеров Детского центра Развития в г. Москве. Руководители: доцент Шумакова Т.А., доцент Сурова Е.М.

3. Кабанова Н.С.

XXIII МЕЖДУНАРОДНЫЙ СМОТР – КОНКУРС ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ ПО АРХИТЕКТУРЕ И ДИЗАЙНУ

Диплом 1 степени - Проект интерьеров офисно-гостиничного комплекса Quattro Corti. Руководители: доцент Дрюкова Н.В., доцент Харитонова Д.М., доцент Свиридов П.Ю.

4. Пылина А.В.

XXIII МЕЖДУНАРОДНЫЙ СМОТР – КОНКУРС ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ ПО АРХИТЕКТУРЕ И ДИЗАЙНУ

Диплом 1 степени - Проект интерьеров выставочного комплекса легкой и текстильной промышленности в Вышнем Волочке 2014 г. Руководители: старший преподаватель Рыбаченко В.А., преподаватель Барков П.С.

Web-ресурсы

Страница кафедры на facebook: https://www.facebook.com/groups/799340013492159/?pnref=lhc

Творческие мастерские преподавателей кафедры:

1. http://elenagorenshtein.com/

2. http://www.kharitonova.ru/

3. http://archiprofi.ru/user/ergali-dautov/

шаблоны joomla