Кафедра "Коммуникативный дизайн"

 
Кафедра "Коммуникативный дизайн"

 

О кафедре

Дизай­нер-гра­фик сегодня — навер­ное самая дина­мич­ная про­фес­сия. Дина­мич­ная потому, что бук­вально нико­гда не повто­ря­ются задачи, темы, реше­ния, с кото­рыми стал­ки­ва­ется дизай­нер. Дина­мич­ная потому, что на наших гла­зах за 15–20 лет пол­но­стью изме­ни­лись инстру­менты работы, формы конеч­ного про­дукта и те обя­зан­но­сти, с кото­рыми стал­ки­ва­ется дизайнер.
Сегодня дизай­неру зача­стую при­хо­дится выпол­нять те функ­ции, кото­рые раньше могло выпол­нять целое изда­тель­ство: лите­ра­тур­ные и худо­же­ствен­ные редак­торы, маши­нистки, кор­рек­торы, тех­ни­че­ские редак­торы, выпус­ка­ю­щие, не·говоря уже о·фото­гра­фах, шриф­то­ви­ках, макет­чи­ках и т.д. Сегодня ему при­хо­дится осва­и­вать про­фес­сию мене­джера, эко­но­ми­ста, ино­гда пси­хо­лога, рекла­ми­ста, кура­тора выста­воч­ных про­ек­тов, знать тех­но­ло­гии пре-пресс и т.п.

Профес­сио­наль­ное про­стран­ство ста­но­вится еди­ным и для пре­по­да­ва­те­лей и для сту­ден­тов. В про­цессе обу­че­ния сту­денту нужно столк­нуться в нуж­ной после­до­ва­тель­но­сти с опре­де­лен­ными зада­чами. Мы хотим, чтобы сту­денты поняли, что дизай­ном зани­маться легко и при­ятно. Что у дизай­нера как и у арти­ста дол­жен быть кураж, если его нет — все будет неин­те­ресно, неубе­ди­тельно и фаль­шиво. Всем будет видно, что он не верит в то, что делает.
Мы встре­ча­емся со сту­ден­тами на рав­ных. Да, мы пре­по­да­ва­тели, такие же как наши сту­денты, только старше. Но дело не в том, что старше, а в том, что опыт­нее, лучше и точ­нее видим, можем поде­литься — объ­яс­нить и научить.

Мы учим учиться и посто­янно учимся учить.

 

Программа обучения

 

Академический бакалавриат

 

Прикладной бакалавриат

 

Магистратура

Направление 54.04.01 Дизайн

 

Профиль  «Графический дизайн»

Тематика магистерских диссертаций:

1       Айдентика (фирменный стиль)

         примерные темы курсовых работ:

   проект фирменного стиля для дизайн-студии,

   проект фирменного стиля для культурных институций,

   проект фирменного стиля для коммерческой компании

2       Многополосные издания

примерные темы курсовых работ:

— проект буклета / каталога,

   проект сложно-структурированной книги / альбома,

   проект периодического издания (журнал)

3       Плакат

         примерные темы курсовых работ:

— авторский плакат для культурных мероприятий,

— социальный плакат,

   коммерческий плакат (рекламный, тизер)

4       Моушн дизайн (мультимедиа)

         примерные темы курсовых работ:

         — анимированные титры к кинофильму / тв программе,

         — трейлер к худ. фильму,

   коммерческий промо-ролик /серия

5       Тайп-дизайн (проектирование шрифта)

         примерные темы курсовых работ:

         — кириллизация латинской акцидентной гарнитуры

— проект оригинальной кириллической акцидентной гарнитуры

— проект оригинального наборного шрифта

 

Программное обеспечение

   Adobe CC:

Illustrator / Photoshop / InDesign / After Effects / Acrobat XI Pro / Muse

   Apple: Keynote / Motion /

WEB ресурсы, используемые в процессе освоения программы магистратуры:

pinterest.com

Advertising Design (302),

Book Design (32),
Exhibition Design (58), Fashion Design (192),
Graphic Design (1386), Information Design (13),
Interface Design (41), Logo and Branding Design (226),
Magazine Design (16), Multidisciplinary Design (148),
Packaging Design (90),  Print Design (100),
Set Design (15), Sustainable Design (28),
Textile Design (65), Toy Design (16),
Logo and Branding Design (226) http://typography.art.udel.edu/index.html
http://www.yell.com/super/graphic+design/london?sem=g&cam=london http://tfaces.narod.ru/
http://www.dexigner.com/directory/ http://www.michaelbach.de/ot/index.html
http://www.proekt.co.uk/ru/bureau/links http://www.pentagram.com/portfolio-signs-3.htm
http://www.typographi.com/ http://www.businessidea.ru/?action=rubric&id=37&page=1&ipage=1
http://www.format-mag.ru/ http://www.troxlerart.ch/pages/more_designs.php#
http://www.cgstudionyc.com/ http://posterpage.ch/
http://www.adcny.org/hallfame/98scher.html http://www.graphis.com/home.php
http://www.herbarium.com/ http://www.oldimprints.com
http://designcollector.ru/ http://www.adcglobal.org
http://visium.ru/ http://artgorbunov.ru/educenter/3day/
http://www.logoorange.com/ http://vak.ed.gov.ru/help_mat/
http://www.brandwork.ru/index.php http://www.non-format.com/
http://www.logosdesigners.com/ http://www.commarts.com/home/
http://designcollector.ru/ http://www.behance.net/Gallery
http://adcrussia.ru/ http://www.pravkniga.ru/rcolPoligraph/11/
http://www.rosdesign.com/design/bookofdesign.htm http://www.logoorange.com/logodesign-A.php
http://wordshopbbdo.ru/lectures http://www.fonts.com
http://www.designobserver.com/ http://typography.art.udel.edu/index.html
http://www.typographi.com/ http://www.atypi.org
   

Список рекомендуемой литературы

  1. Иоханнес Иттен. Искусство формы. Д. Аронов, 2003
  2. Иоханнес Иттен. Искусство цвета. Д. Аронов, 2000
  3. Василий Кандинский. Точка и линия на плоскости. Азбука-классика, 2004
  4. Марк Коник. Архив одной мастерской. Сенежские опыты. Индекс Дизайн, 2003
  5. Александр Лапин. Фотография как... Л.Гусев, Москва 2004
  6. Елена Черневич. Русский графический дизайн. Внешсигма, 1997
  7. Графический дизайн в России. 1900 - 2000. Слово/Slovo, 2008
  8. Лакшми Бхаскаран. Дизайн и время. Арт-родник, 2006
  9. Виктор Папанек. Дизайн для реального мира. Д.Аронов, 2004
  10. Александра Королькова. Живая типографика. IndexMarket 2007
  11. Роберт Брингхерст. Основы стиля в типографике. Д. Аронов 2006
  12. Владимир Лаптев. Типографика: порядок и хаос. Аватар, 2008
  13. В.Ф.Сидоренко. Рисунок для дизайнера. Уроки классической традиции. Москва, 2006
  14. Великие шрифты. Шесть из тридцати. Книга первая.

«Истоки». Владимир Ефимов, Паратайп 2007

  1. Эрик Шпикерман. О шрифте. ПараТайп, 2005
  2. ПараТайп. Цифровые шрифты. 1989-2004. ПараТайп, 2004


 

  


Дисциплины

1 курс


Пропедевтика
Пропе­дев­тика, явля­ясь вве­де­нием в·про­ек­ти­ро­ва­ние, спо­соб­ствует раз­ви­тию твор­че­ского мыш­ле­ния сту­дента и·вклю­чает в·себя изу­че­ние основ­ных прин­ци­пов и·зако­но­мер­но­стей ком­по­зи­ции и·колористики.

kd_1_01_01.thumb kd_1_01_02.thumb kd_1_01_03.thumb kd_1_01_04.thumb kd_1_01_05.thumb


Прак­ти­че­ские упраж­не­ния направ­лены на·поиск само­вы­ра­же­ния через поиск ассо­ци­а­тив­ных обра­зов раз­лич­ных объ­ек­тов, явле­ний и·поня­тий в·гра­фи­че­ской форме и·спо­соб­ствуют раз­ви­тию пред­став­ле­ний о·мно­го­об­ра­зии изоб­ра­зи­тель­ных средств гра­фи­че­ского языка и·образ­но­сти мышления.
Глав­ная задача в·системе упраж­не­ний 1·курса·— научить ассо­ци­а­тив­ному мыш­ле­нию, чуствен­но­сти вос­при­я­тия и·изоб­ра­зи­тель­ной мета­форе. Осва­и­ва­ются поня­тия ком­по­зи­ци­он­ного замысла, про­ект­ной вари­а­тив­но­сти, виде­ние ком­по­зи­ции, наи­бо­лее ярко выра­жен­ные при помощи системы кон­тра­стов или·нюан­сов, ста­тики или·дина­мики, формы или·кнтр­формы, цвета, фактуры.

Введе­ние в·специальность
Это лек­ци­он­ный курс, где рас­ска­зы­ва­ется о·мно­го­об­ра­зии направ­ле­ний и·спе­ци­фике про­фес­сии гра­фи­че­ского дизайнера.

Основы про­ект­ной графики
Помимо про­пе­дев­тики, на·пер­вом курсе прое­по­да­ются основы про­ект­ной гра­фики. Этот пред­мет спо­соб­ству­юет осво­е­нию раз­лич­ных гра­фи­че­ских тех­ник и·мате­ри­а­лов, ведётся парал­лельно с·лек­ци­он­ным кур­сом «Исто­рия орнамента».

Шрифт
Теория и·исто­рия шрифта явля­ется одной из·базо­вых дис­ци­плин кафедры, поскольку прак­ти­че­ски в·каж­дом про­екте сту­дент стал­ки­ва­ется с·про­бле­мой его исполь­зо­ва­ния. Владе­ние шриф­то­вой куль­ту­рой явля­ется клю­чом про­фес­сии дизай­нера-графика.

2 курс

Проектирование
На этом курсе начи­на­ется соб­ственно «Проек­ти­ро­ва­ние». Изуча­ются прин­ципы и·прёмы сти­ли­за­ции изоб­ра­же­ний на·при­мере зна­ко­вых форм, про­ис­хо­дит зна­ком­ство с·таким важ­ней­шим сред­ством раз­ра­ботки про­ект­ной идеи как мета­фора, осва­и­ва­ется постро­е­ние орна­мен­таль­ных струк­тур. На·основе создан­ного гра­фи­че­ского языка раз­ра­ба­ты­ва­ется серия пик­тор­гамм. Во вто­ром семестре на·при­мере про­ек­ти­ро­ва­ния реклам­ной полосы про­ис­хо­дит зна­ком­ство с·раз­лич­ными типами гра­фи­че­ской информации.

kd_2_01_01.thumb kd_2_01_02.thumb kd_2_01_04.thumb kd_2_02_01.thumb kd_2_02_03.thumb


Типо­гра­фика — это сво­его рода ком­по­зи­ци­он­ная про­пе­дев­тика, но·на·основе набор­ного шрифта. Важная часть этой дис­ци­плины·— уме­ние чув­ство­вать стиль и·пере­да­вать его про­стей­шими ком­по­зи­ци­он­ными приемами.

Фото­гра­фика — пред­мет, кото­рый ока­зался необ­хо­ды­мым в·связи с·тем, что все боль­ший объем изоб­ра­зи­тель­ной инфор­ма­ции в·дизайне пере­да­ется именно через фото­гра­фию. Дизай­нер-гра­фик дол­жен уметь не·только зака­зать, сре­жис­си­ро­вать или·скад­ри­ро­вать фото­гра­фию, но·нередко и·сам ее снять. Фото­гра­фи­че­ская ком­по­зи­ция осва­и­ва­ется через самот­со­я­тель­ные пробы и·ошибки, через работу над выяв­ле­нием поляр­ных состо­я­ний: плос­кость·— про­странтво, общий план·— фраг­мент, пустота·— напол­нен­ность. Компо­зи­ция преду­смат­ри­вает и·осво­е­ние харак­тер­ных узна­ва­е­мых сти­лей в·фото­гра­фии 20·века: от·импрес­си­о­низма и·пик­то­ри­а­лизма·— к·кон­струк­ти­визму и·визу­аль­ным метафорам.

Ведутся дис­ци­плины: «Иллю­стра­ция», «Шрифт», чита­ются курсы: «Исто­рия дизайна», «Компью­тер­ные технологии».

3 курс

На этом курсе изу­ча­ется и·прак­ти­че­ски осва­и­ва­ется метод про­ек­ти­ро­ва­ния серии с·исполь­зо­ва­нием син­теза ком­по­зи­ци­он­ных средств. На·при­мере про­ек­ти­ро­ва­ния упа­ковки и·сопут­ству­ю­щих рекламно-инфор­ма­ци­он­ных носи­те­лей, через поиск целост­ного стиле­вого образа, раз­ра­ба­ты­ва­ется общее кон­струк­тив­ное и·гра­фи­че­ское решение.

kd_3_01_01.thumb kd_3_01_02.thumb kd_3_01_03.thumb kd_3_01_04.thumb kd_3_01_05.thumb


Перед обу­ча­е­мыми ста­вится задача созда­ния еди­ного ком­по­зи­ци­он­ного реше­ния и·дости­же­ния стиле­вого един­ства объ­ек­тов дизайн-гра­фики, наглядно отра­жа­ю­щей сущ­ность той или·иной группы това­ров. Проек­ти­руя гра­фи­че­скую серию пред­на­зна­чен­ную для·раз­лич­ных объ­ек­тов-носи­те­лей и·зна­ко­мясь с·поня­тием «гра­фи­че­ский ком­плекс» сту­денты учатся работе «в·масштабе».
Второй семестр посвя­щён про­ек­ти­ро­ва­нию пла­кат­ных серий. Осва­и­ва­ются осо­бен­но­сти и·спе­ци­фика автор­ского, куль­тур­ного, соци­аль­ного и·ком­мер­че­ского пла­ката. Рассма­ри­ва­ется вза­и­мо­связь и·адек­ват­ность формы гра­фи­че­ского языка и·сообщения.
Ведётся дис­ци­плина: «Иллю­стра­ция», чита­ется курс: «Исто­рия гра­фи­че­ского дизайна».

4 курс

Муль­ти­ме­дий­ная пре­зен­та­ция (рас­каз об·объ­екте или·пред­мете)·— тема пер­вого семестра. Умение собрать, изу­чить и·струк­ту­ри­ро­вать инфор­ма­цию о·выбран­ном объ­екте, найти образ­ное и·стиле­вое реше­ние гра­фи­че­ского языка; понять новые ком­по­зи­ци­он­ные сред­ства, спро­ек­ти­ро­вать интер­фейс; осво­ить тех­но­ло­гии мульти-медиа·— задачи семестра.

kd_4_01_01.thumb kd_4_01_02.thumb kd_4_01_03.thumb kd_4_01_04.thumb kd_4_01_05.thumb


Второй семестр посвя­щён осво­е­нию про­ек­ти­ро­ва­ния мно­го­по­лос­ных гра­фи­че­ских форм. Знаком­ство с·поня­тием жанра жур­нала, раз­ра­ботка нави­га­ции и·тем­по­рит­мика изда­ния, помимо уме­лого исполь­зо­ва­ния модуль­ной сетки и·прин­ци­пов верстки,·— состав­ляют суть этого проекта.
Чита­ются курсы: «Веб-тех­но­ло­гии», «Техно­ло­гии мультимедиа».

5 курс

В пер­вом семестре осва­и­вает прин­ципы про­ек­ти­ро­ва­ния кор­по­ра­тив­ного стиля (про­грамма визу­аль­ной иден­ти­фи­ка­ции), кото­рый может про­яв­ля­ется в·самых раз­но­об­раз­ных объ­ек­тах или·фраг­мен­тах среды, несу­щих ту или·иную гра­фи­че­скую информацию.

kd_5_01_01.thumb kd_5_01_02.thumb kd_5_01_03.thumb kd_5_01_04.thumb kd_5_01_05.thumb


Второй семестр посвя­щён «выс­шему пило­тажу»·— поиску уни­каль­ной про­ект­ной идеи (т.н. кре­а­тиву). Тема про­екта: пре­зен­та­ция брэнда. Объект про­ек­ти­ро­ва­ния·— опре­де­ля­ется (или·про­ек­ти­ру­ется) самостоятельно.

6 курс

Диплом·— это послед­ний учеб­ный про­ект. В·нем должна про­явиться целост­ность виде­ния, уме­ние ана­ли­зи­ро­вать и выра­жать свои мысли на·про­фес­сио­наль­ном языке. Диплом­ный про­ект·— это выра­же­ние совре­мен­ного пред­став­ле­ния о·ком­плекс­но­сти реше­ния в дизайне с·помо­щью автор­ского гра­фи­че­ского языка. Это послед­ний про­ект в·кото­ром не надо огля­ды­ваться на·заказчика.

kd_6_01_01.thumbkd_6_01_02.thumbkd_6_01_03.thumbkd_6_01_04.thumbkd_6_01_05.thumb

Появ­ле­ние в·наших про­грам­мах новых тем, свя­зан­ных с·муль­ти­ме­диа и·web-тех­но­ло­ги­ями, по·сути почти ничего не·меняет: поиск про­ект­ной идеи, гра­фи­че­ского языка и·адек­ват­ное ком­по­зи­ци­он­ное реше­ние·— суть любого про­екта. У·каж­дой тех­но­ло­гии ком­му­ни­ка­ции·— свои воз­мож­но­сти и·огра­ни­че­ния. И·наша задача (в·ходе учеб­ного про­ек­ти­ро­ва­ния)·— пока­зать, как огра­ни­че­ния можно пре­вра­тить в·досто­ин­ства посред­ством ком­по­зи­ци­он­ного и·образ­ного решения.

Преподаватели

Сегодня на кафедре "Коммуникативный дизайн" работают:

1. Музыченко Владимир Анатольевич, кандидат искусствоведения, заведующий кафедрой, профессор;

2. Лаврентьев Александр Николаевич, доктор искусствоведения, профессор кафедры;

3. Кирсанов Дмитрий Михайлович, кандидат искусствоведения, профессор кафедры;

4. Девишвили Дмитрий Важаевич, кандидат искусствоведения, доцент кафедры;

5. Мордвинцев Дмитрий Владимирович, доцент кафедры;

6. Пармон Кирилл Федорович, доцент кафедры;

7. Мордвинцева Зульфия Вазыховна, доцент кафедры;

8. Сафаев Тагир Ибрагимович, доцент кафедры;

9. Трофимов Иван Борисович, доцент кафедры;

10. Сорокина Валентина Ивановна, доцент кафедры;

11. Фомичёв Владимир Васильевич, доцент кафедры;

12. Лаврентьева Екатерина Александровна, кандидат искусствоведения, доцент кафедры;

13. Родин Максим Николаевич, старший преподаватель кафедры;

14. Челоянц Мария Георгиевна, старший преподаватель кафедры;

15. Орлов Илья Алексеевич, старший преподаватель кафедры;

16. Рымшина Елена Николаевна, старший преподаватель кафедры;

17. Сиверс Екатерина Александровна, преподаватель кафедры;

18. Глюдза Ирина Юрьевна, преподаватель кафедры.

шаблоны joomla