Кафедра "История искусств и гуманитарные науки"

 

Кафедра "История искусств и гуманитарные науки"

 

Гаврилин К.Н.  - заведующий кафедрой, профессор,кандидат искусствоведения.

Изучение предмета «История  искусства» в творческом вузе – неотъемлемая составная часть процесса формирования и развития полноценного художника, не только владеющего изобразительной грамотой, но и обладающего мощным интеллектуальнымпотенциалом и обширным кругозором.

Кафедру «История искусств», основанную в 1945 году, можно назвать одной из старейших в МГХПА им. С.Г. Строганова. Однако её история уходит своими корнями в XIX в., пору становления отечественной науки об искусстве.

Известно, что в 1863 году по инициативе профессоров Ф.И. Буслаева, С.М. Соловьева и П.М. Леонтьева на историко-филологическом факультете Императорского Московского университета было начато преподавание «истории и археологии искусства».

Новый университетский устав 1863 года предусматривал историю и теорию искусства в системе гуманитарных дисциплин, подлежащих преподаванию в высших и специальных учебных заведениях Российской Империи. Важно отметить, что биография Ф.И.Буслаева теснейшим образом связана с фамилией Строгановых, представителем которой был граф Сергей Григорьевич Строганов (1794–1882) – основатель Рисовальной школы в отношении к искусствам и ремёслам, давшей начало истории нашего вуза. Именно Буслаев консультировал Строганова в период формирования его личной коллекции произведений прикладного искусства.

Истинным основоположником искусствознания в наших стенах можно назвать В.И. Бутовского (1815-1881), при котором основанная графом С.Г. Строгановым Рисовальная школа обрела более высокий статус училища. Именно Бутовский, стоявший во главе училища на протяжении двадцати лет (с 1860 по 1881 гг.) и также сотрудничавший с Ф.И. Буслаевым, ясно увидел, что преподавание истории искусства просто необходимо учащимся возглавляемого им заведения. Об этом он рассуждает в своей работе «О приложении эстетического образования к промышленности в Европе и в России в особенности» (1870). Кроме того, в одной из своих публикаций 1869 году, он дает список учебных предметов по Строгановскому училищу, среди которых упоминается эстетика с элементами истории искусства. Разделявший патриотические идеи известного критика В.В. Стасова, Бутовский впервые обращает внимание на важность изучения будущими художниками истории национального искусства. Это способствовало сложению так называемого «русского стиля», в развитии которого Строгановскому училищу принадлежала существенная роль.

Важно отметить ряд фундаментальных научных трудов, изданных училищем на заре становления русской искусствоведческой науки. Прежде всего, это публикация знаменитого«Строгановского иконописного подлинника (конца XVI – начала XVII столетий)» (М., 1869), затем книга «История русского орнамента» (М., 1870), в которой впервые была проведена систематизация русских орнаментальных мотивов. Благодаря тесным контактам В.И. Бутовского с зарубежной художественной общественностьюпроизошло первое осмысление истории русской художественной культуры в целом.

1890–1910-е гг. явились периодом расцвета Строгановского училища, когда преподавание истории искусства в Строгановском училище получает систематическую основу. В 1889 г. в программе появляется новый курс «История орнаментальных стилей»,автором которого стал молодой выпускник Императорской Академии художеств С.У. Соловьёв (1859–1912), в дальнейшем один из значительных московских архитекторов. Выпущенное училищем пособие по «Истории орнаментальных стилей» (М., 1889) открывает целый ряд изданий, посвящённых историческому изучению искусства и архитектуры (в том числе – брошюры массовой серии «Конспект по истории искусств» (М.: изд. И.И. Пашкова, 1900-е гг.). Преемником Соловьёва в чтении Истории орнаментальных стилей явился также практикующий архитектор и реставратор Н.С. Курдюков (1868–1941); краткий период времени курс истории искусства в Строгановском училище читал К.М.

Быковский (1841–1906) – крупный практик и знаток архитектуры, лидер московской архитектурной школы конца XIX века.

В библиотеке МГХПА хранится учебное пособие «Сокращенный курс истории искусств для учащихся», изданное Императорским Строгановским училищем в начале 1900-х. Пожалуй, это один из первых учебников по истории искусства в нашей стране. По всей видимости, перед нами тезисы лекций С.-В.В. Ноаковского (1867–1928), педагога, архитектора и рисовальщика, хранителя музея и библиотеки училища, уделявшего главное внимание истории зодчества как ведущего, стилеобразующего вида искусства. Ноаковский снискал репутацию выдающегося лектора (курс «История искусства и стилей»): быстрые виртуозные наброски, рисунки архитектурных памятников создавались профессором мелом на доске перед изумленными слушателями. Если Ноаковский специализировался преимущественно в чтении лекций по истории искусства Запада, то его коллега и современник Ф.Ф. Горностаев (1867–1915) вел лекционный курс по истории русского искусства.

Один из крупнейших в начале ХХ в. историков отечественной архитектуры, соавтор первой многотомной «Истории русского искусства», вышедшей под редакцией И.Э. Грабаря, он работал также и как реставратор древних памятников, и как архитектор-практик национально-романтического направления. Среди публикаций Горностаева – архитектуроведа особенно выделяются те, что впервые освещают и систематизируют деревянное зодчество Русского Севера и Сибири, анализируют каменную летопись Москвы.

С уверенностью можно сказать, что Строгановское училище как одно из средоточий творческой и научной мысли конца XIX – начала ХХ в. оказало существенное влияние на развитие всей отечественной архитектуры историзма. Соловьёв, Горностаев и Ноаковский могут быть названы основоположниками мощной архитектуроведческой традиции Строгановской школы искусствознания, которая затем была достойно продолжена.

История кафедры неразрывно связана с теми метаморфозами, которые переживала Строгановка в XX столетии. Императорское Строгановское училище было закрыто в 1918 году, и на его основе были образованы Свободные государственные художественные мастерские, в 1920 году влившиеся в состав знаменитого ВХУТЕМАСа. Как таковое Строгановское училище было воссоздано только в 1945 году (уже в статусе высшего учебного заведения), незадолго до окончания Великой Отечественной войны, в связи с необходимостью восстановления разрушенной страны.

Послевоенный период развития кафедры мы связываем с научной и педагогической деятельностью Николая Николаевича Соболева (1874-1966) и его единомышленника Кирилла Алексеевича Соловьева (1890–1966).

Особенность преподавания истории искусства в Строгановском училище проявилась уже в XIX в. и была связана со спецификой этого учебного заведения, с его ориентацией на подготовку кадров для художественной промышленности. Важным подспорьем в этом являлась коллекция Художественно-промышленного музея при училище, в которой приоритетное место уделялось произведениям декоративно-прикладного искусства, в том числе – русского. Уже в 1870-е гг. в Строгановском училище формируется уникальная исследовательская школа, ориентированная на изучение декоративно-прикладного искусства. Крупнейшим её представителем явился Н.Н. Соболев – выпускник Строгановского училища 1890-х гг., пришедший на преподавательскую работу в начале 1900-х и на протяжении всей жизни связанный с этим учебным заведением. Соболев известен среди специалистов по декоративно-прикладному искусству как автор целого ряда книг и монографий, таких, как  «Набойка в России» (М., 1912), «Русская народная резьба по дереву» (М.-Л., 1934), «Стили в мебели»(М., 1939), «Русский орнамент» (М.,1948), «Чугунное литье в русской архитектуре» (М., 1951). Значение этих фундаментальных трудов не утрачено по сей день. Кроме того, Соболев создал прекрасные учебники для студентов, среди которых «Английская художественная промышленность XVI–XVIII вв.», «Средневековое романское и готическое прикладное искусство», основанные на материалах Строгановского музея.

К.А. Соловьев известен как один из крупнейших музейных работников, принимавший непосредственное участие в создании Дмитровского художественного музея, директором которого и являлся длительное время. Впоследствии Соловьёв возглавил музей-усадьбу «Останкино» и успешно совмещал эту должность с преподавательской и методической деятельностью на кафедре «История искусств», осуществляя связь учебного процесса с одним из крупнейших музеев Москвы. Такой принцип изучения истории искусств – одна из отличительных особенностей нашей кафедры, работа которой  всегда была тесно связана с музейными исследованиями.

Признанными мэтрами отечественного искусствознания являлись Д.Е. Аркин и М.А. Ильин, преподававшие на кафедре истории искусств Строгановского училища, возрождённого в 1945 году уже как высшее учебное заведение. Если Соболев и Соловьёв тяготели к непосредственному исследованию памятников и являлись представителями так называемого «знаточеского» метода, то Аркин и Ильин были приверженцами иного, формально-стилевого метода, который базировался на изучении внешнестилевых особенностей предмета, исследовал художественную ткань произведения.

Несмотря на краткость своего преподавания в Строгановке, Аркин и Ильин, тем не менее, внесли существенный вклад в историю нашей кафедры.

В 1960-е годы кафедрой заведовал Алексей Иванович Зотов (1908 - ?) всегда включавший в свой лекционный рассказ редкие и даже неопубликованные документальные сведения, факты о жизни и творчестве русских художников, эффектно воссоздавая культурно-исторический контекст эпохи. Он был знаком и дружен с крупнейшими представителями русской художественной среды первой половины ХХ в. – П.В. Кузнецовым, Н.П. Крымовым,А.Т. Матвеевым, В.И. Мухиной и С.Д. Лебедевой. Перу Зотова принадлежит фундаментальный очерк «Русское искусство с древних времен до начала XX века» (М., 1971, 1979), в основу которого легли материалы его лекций. Эту работу характеризует не только прекрасный стиль изложения, но и исключительная научная добросовестность, автор учитывал все тенденции и открытия науки об искусстве, материалы и каталоги всех серьезных монографических выставок Государственной Третьяковской галереи и Государственного Русского музея, с которыми, как ученый, был тесно связан.

В 1960-е годы на кафедре «История искусства» появились и молодые специалисты, с именами которых связаны новые, яркие страницы ее биографии. Возглавил эту плеяду блистательных педагогов и искусствоведов Александр Калимович Чекалов. В период «хрущевской оттепели», на волне всеобщего увлечения современным дизайном и декоративно-прикладным искусством, что было характерно для той эпохи, он создает ряд важнейших научных трудов, касающихся роли прикладного искусства и дизайна в архитектурной среде. Наиболее заметной работой Чекалова в области теории искусства являются книги «Искусство в быту» (М., 1961), «Основы понимания декоративно-прикладного искусства» (М., 1962), где автор подвергает глубокому и всестороннему анализу формальные особенности декоративно-прикладного искусства и его связи с интерьером и архитектурной средой. Это те проблемы, которые были чрезвычайно актуальны для 60-х. Помимо того, Чекалов продолжил «музейно-знаточескую» линию в строгановской школе искусствознания.

Будучи специалистом в области художественной обработки дерева и прежде всего – деревянной скульптуры, он регулярно организует экспедиции студентов на русский Север. Эти, по сути своей, научные экспедиции собрали богатейший материал, в частности, в Вологодской и Архангельской областях. Результатом этих регулярных поездок стала знаменитая монография Чекалова «Народная деревянная скульптура русского Севера», вышедшая в свет в 1974 году.

Со Строгановкой связана деятельность одного из крупнейших и старейших современных историков искусства Ирины Евгеньевны Даниловой, которая долгое время преподавала на кафедре «История искусства». Она является ведущим специалистом в области искусства Итальянского Возрождения, в частности – эпохи кватроченто. Наряду с этим, в стенах Строгановки Данилова занималась и античностью. Она написала книгу по орнаменту античной вазописи, изданную местной, строгановской  типографией, и этот труд до сих пор считается одним из основополагающих в данной области. Ее лекции по итальянскому искусству эпохи кватроченто до сих пор вспоминают наши ведущие профессоры, которые когда-то были ее студентами. Она умела заворожить аудиторию, зажечь своим рассказом, происходящим от глубоко знающего специалиста.

Благодаря ей, многие студенты в то время увлеклись творчеством Бруннеллески, Донателло, Мазаччо, Пьеро делла Франческа, что во многом повлияло на становление строгановской школы монументальной живописи 1970–80-х годов, ярким представителем которой является О.П. Филатчев.

Преклонение перед кватроченто вылилось во всевозможные аллюзии, связанные со стилистическими приемами той эпохи и их преломление в призме современности. Филатчев и другие мастера составили золотой фонд отечественного монументального искусства и это хороший пример взаимодействия художника и историка искусства. Впоследствии И.Е. Данилова была приглашена на работу в ГМИИ им. А.С. Пушкина и стала заместителем директора музея по научной работе. На этом посту она очень много сделала для формирования научной и экспозиционной политики музея. Какое-то время Ирина Евгеньевна продолжала совмещать должности профессора Строгановки и заместителя директора ГМИИ им. А.С. Пушкина и покинула нас не так давно, оставив глубочайший след в истории кафедры.

Поколение талантливых «шестидесятников» представляет также Ольга Яковлевна Кочик (1934–2006), замечательный ученый, имевший свои пристрастия, свой круг интересов в истории искусства. О.Я. Кочик, была увлечена искусством Первобытности и искусством ХХ века – эпох разделенных тысячелетиями и, тем не менее, открытых друг другу, взаимосвязанных.

Художники прошедшего столетия с их новаторскими экспериментами, как известно, черпали вдохновение в девственно чистой заре древнейшей культуры, провозглашая новый рассвет, а не насильственный конец цивилизации. Эту взаимосвязь двух отдаленных друг от друга эпох демонстрирует учебный курс Ольги Яковлевны, отмеченный не только новациями, но и академически размеренной подачей материала. Результатом научной увлеченности Кочик стала монография «Мир Гогена» (М., 1991).

Другая любимая тема  – живопись символизма с ее программным бегством из мира цивилизации – как бы продолжает первую в некоторых статьях и находит свою кульминацию в книге «Живописная система В.Э. Борисова-Мусатова» (М., 1980). Деятельность таких замечательных специалистов, истинных ученых, позволяет нам говорить о настоящем расцвете вузовской науки в стенах нашей кафедры.

Бывшие выпускники Строгановки с благодарностью вспоминают систематическую стройность и методические особенности лекций О.Я. Кочик, которая требовала обязательного ведения иллюстрированного конспекта.

Важную роль в развитии кафедры сыграла деятельность З.С. Федоровой – старейшего профессора нашего вуза, возглавлявшей кафедру с 1970 по 1976 год Зоя Сергеевна обновила методическую работу кафедры: все спецкурсы были обеспечены квалифицированными преподавателями, были введены обязательные семинарские занятия для всех студентов, кафедра вела курс повышения квалификации для преподавателей вуза. Федорова издала одно из лучших методических пособий Строгановки «Декоративные элементы в садово-парковом искусстве».

В 1980-е годы во главе кафедры находился Прокопий Александрович Тельтевский (1915–2002), – известный историк русской архитектуры XVII века, знаток ее декоративного убранства. Тельтевскому принадлежит ряд очерков и книг на эту тему, в том числе монография о Якове Бухвостове, выдающемся зодчем XVII столетия (М, 1960г.). Свои занятия по истории архитектуры Тельтевский проводил на улицах и площадях старой Москвы, устраивал выездные экскурсии по старинным русским городам.

В 1998–2007 годы работой кафедры «История искусств» руководил Александр Алексеевич Дубровин (1945–2007), совмещая эту деятельность с должностью ректора МГХПА им. С.Г. Строганова.  Александр Алексеевич, доктор искусствоведения и доктор филологии, профессор, представлял в современной Строгановке высокие традиции Московского университета.  Дубровин внес свой вклад в историю архитектуроведческих исследований кафедры, опубликовав книгу «У истоков романтизма» (М., 2003), посвященную Н.А. Львову, зодчему-палладианцу, поэту и композитору, яркой личности эпохи Просвещения. По инициативе А.А. Дубровина основана большая серия изданий, посвященных истории Строгановской школы. Так, например, под редакцией Александра Алексеевича были подготовлены и изданы книги: «Строгановская школа рисунка» (М., 2001), «Строгановская школа композиции» (М., 2005), «В.А. Ватагин.

Образ животного в искусстве» (М., 2004) – о выдающемся художнике анималисте, преподававшем в наших стенах. По инициативе А.А. Дубровина была подготовлена книга воспоминаний известного архитектора – представителя Строгановской школы – З.Н. Быкова «Рождение новой профессии» (М., 2006). Кроме того, благодаря инициативе А.А. Дубровина для чтения лекций на кафедру были приглашены известные специалисты, введены регулярные заседания научно-методического семинара для преподавателей,студентов и аспирантов.

С 2008 года кафедрой заведует К.Н. Гаврилин, в прошлом выпускник МГУ, долгое время проработавший в музеях,стажировавшийся в университетах Флоренции и Неаполя. Сегодня кафедра «Истории искусств» зарекомендовала себя, как авторитетный научный коллектив, организовавший ряд заметных научных конференций, в том числе и международных, собравших ведущих специалистов не только из нашей страны, но из-за рубежа. В их ряду хотелось бы особенно выделить конференцию «Федор Шехтель и художественная культура рубежного времени» (ноябрь 2009 г.), приуроченную к 150-летию со дня рождения выдающегося зодчего, преподававшегов Императорском Строгановском училище. Среди участников научныхконференций кафедры признанные мэтры искусствознания Г.Ю. Стернин, В.С. Турчин, Е.И. Кириченко, М.В. Нащокина, М.Ф. Киселёв, И.Е. Светлов,Николетта Мислер, Джон Боулт, Уильям Брумфильд, Иштван Надь и другие.

На кафедре действует аспирантура, где обучаются как граждане нашей страны, так и иностранцы. В последние годы в Строгановке учились студенты, аспиранты и стажеры из Японии, Германии, Франции, Италии, США, Китая, Южной Кореи, Болгарии, Сербии и Черногории.

События нынешнего этапа деятельности кафедры тесно связаны с реформой высшей школы, которая ведется в последние годы с целью интеграции российских вузов в общеевропейский образовательный процесс, что во многом связывается с переходом на двухступенчатую систему обучения в бакалавриате и магистратуре.

В наши дни кафедра переживает процесс активного обновления профессорско-преподавательского состава. К нам пришли молодые, начинающие преподаватели, которые являются выпускниками нашей аспирантуры. Это очень талантливые люди, редкие специалисты и, самое главное, что на фоне всеобщего кадрового кризиса, переживаемого сегодня высшей школой, у нас появились представители молодого поколения преподавателей, которые хотят работать в вузе, умеют это делать и уже смогли зарекомендовать себя как замечательные лекторы и авторы интересных проблемных статей. Очень важно то, что это выпускники Строгановки, которые остаются продолжателями школы и носителями ее традиций.

Преподаватели кафедры

Гаврилин К.Н. – заведующий кафедрой, профессор, кандидат искусствоведения;

Дажина В.Д. – профессор, доктор искусствоведения;

Докучаева Е.Е. – доцент, кандидат искусствоведения;

Аристова С.Л. – доцент, кандидат искусствоведения;

Карякина Т.Д. – доцент,кандидат искусствоведения,опытнейший музейный работник;

Топычканов П.В. – доцент, кандидат исторических наук;

Полякова Е.В. –ст. преподаватель, кандидат искусствоведения;

Кошелев Г.К. –ст. преподаватель, кандидат искусствоведения,практикующий художник и критик;

Миклушевская И.Н. – ст. преподаватель, кандидат искусствоведения;

Василенко А.М. – ст. преподаватель.

Савицкая А.И. – ст. преподаватель.

шаблоны joomla