Кафедра "Академическая живопись"


Кафедра "Академическая живопись"

Те изменения в обучении на кафедре Академической живописи, которые происходят сегодня, корнями уходят в историю Строгановки. Время изменило необходимые условия и требования в преподавании живописи. Общие цели и задачи образования определили  новый вектор в преподавании этой  дисциплины. Преподаватели кафедры искали новые возможности в обучении, терпеливо вникая в тайны построения и схемы учебного процесса.  В стране и мире развивалось промышленное производство, и вместе с ним менялся  взгляд художника: от простого исполнителя до широко образованного, эрудированного специалиста. В последнее время компьютер стал главным инструментом дизайнера. Но трудно представить себе художника без красок и кисти в руке. Последовательное обучение, передача собственного опыта, накопленных знаний  являются сердцевиной учебно-творческого процесса.

Поначалу в старой Строгановке  рисовали различные орнаменты и  цветы в красках. Изучали, копировали, учились по образцам.  Живопись имела прикладной характер. Позже был открыт класс театрально-декоративной живописи, которым руководил выдающийся художник своего времени К.А. Коровин. Его отличало умение постигать образную суть явлений и мощно передавать цветовые построения. Чувство гармонии и единства в театре несло в себе идеи гуманизма и новых знаний, соединив в общедоступной форме несколько видов пластических искусств.

Академическая живопись была востребована как предмет, непосредственно влияющий на формирование личности художника-творца. Не механическое копирование видимой натуры, а последовательное изучение законов природы  стало главным и определяющим посылом в учебном процессе. «Упражнения в стилизации» давал М.А.Врубель,  живописец, стилист, обладающий тонким чутьем колорита. Великолепно чувствующий материал: будь то керамика, стекло, текстиль и другое. Он рисовал мелом на доске (это была чудо-графика) увлекая экспромтом и творческой избыточностью.

Настоящее  –  это  время смелых экспериментов с формой, стилем, композицией.

В 20-е годы мастерской художника становится производство. Занятия вел А.Осмеркин, который обладал чувством времени и глубоким пониманием построения формы цветом на плоскости.  В мастерской А.Родченко большое внимание уделялось цвету. Считается, что цвет в искусстве – сильнейший раздражитель, влияющий на органы чувств. Преподавателями стали лучшие мастера того времени; живописцы, художники-новаторы, обладатели громких имен в современном искусстве: Р.Фальк, П.Кончаловский, А.Лентулов, А.Куприн, П.Кузнецов, Н.Чернышев. Соединив интуицию с образным мышлением и богатством натуры, С.В.Герасимов на словах и личным примером заражал и вдохновлял своим оптимизмом. Исправляя работы учеников, он практически ввел прообраз мастер-класса. Затем уже в пятидесятые годы, возник интерес к современным формам монументального искусства: мозаика, витраж, роспись. В это время работал А.Дейнека, современный классик, обладающий чувством сопричастности ко всему происходящему. Решались задачи по работе в архитектуре и предметно-пространственной среде. По прошествии  времени некоторым образом видоизменялись требования, которые ставила кафедра для специалистов монументально-декоративного и прикладного направления. Преподавать стали ведущие художники живописцы: Сергей Васильевич Герасимов, который создавал картины, писал великолепные этюды с натуры, владевший не только масляной, но и акварельной техникой. Человек, который умел несколькими фразами точно и метко обозначить направление поиска, необходимого в учебе. Николай Христофорович Максимов,  мастер натюрморта, художник, тонко понимающий искусство, писал в свободной манере. Владел импрессионистическим мазком, обладая тонким чутьем общего строя и цветовой гармонии. В.Н.Комарденков – яркий ученик В.Серова и К.Коровина, как театральный художник владел  подчеркнуто декоративной манерой. Оформил с В.Маяковским спектакль «Мистерия-буфф», работал в Окнах РОСТа.

После М. А. Маркова, который был учеником К.А.Коровина, кафедру возглавил Дмитрий Капитонович Тегин – ученик В.Иогансона, художник и педагог. Ему свойственна плотная живопись. Густой сочный колорит.

Вскоре пришло время молодых. Мастер акварели, много лет отдавшая преподаванию на кафедре Екатерина Сергеевна Сухомлинова,  ранее учившаяся у В.Н.Бакшеева, вспоминает о старших коллегах: «Живопись для них была  непреходящей ценностью. Интеллигенты, они говорили о высоком в искусстве, жизни и политике, но никогда о здоровье». Георгий Степанович Кареев - человек, переживший смерть во время войны. Студенты приходили к нему домой смотреть этюды слушать рассказы, учились общаться. Осенью работали на пленэре в парках и усадьбах Москвы. Писали музейные интерьеры.

С тех пор произошли неизбежные перемены в структуре и к требованиям профессии. Сейчас это различные направления дизайна и коммуникаций. Художник-дизайнер – это специалист широкого профиля, владеющий навыками академической школы. Живопись – как один из главных предметов, всегда была востребована в обучении. Овладев на начальном этапе приемами работы цветом на плоскости, развивается творческое воображение. Но учащимся  тесно в рамках ремесла. Собственно в прикладном искусстве живопись может органично существовать  на керамике, на тканях, на форме,  по дереву, по стеклу, в интерьере. Живопись и история искусств соединяют теорию с практикой. Эти знания активно используются в проектировании, а также влияют на общую культуру мышления художника.

С 1952 года преподавал, а затем в должности заведующего кафедрой работал С. М. Годына, который воспитал несколько поколений художников. «Учитель всех преподавателей»  с уважением говорят о нем коллеги. Более десяти лет работал В. Г. Калинин Действительный член Российской Академии Художеств. Его живопись – это сложное историко-философское построение холста через цветовой поиск. В его понимании живопись становится профессиональной категорией точного звучания.

В постперестроечное время на кафедре стали преподавать известные художники поколения так называемых художников-семидесятников: И.М.Бройдо,  который любил учеников, как родных детей. В.В.Рожнев  – выпускник Суриковского института эффектный мужчина, эстет, любитель красивого жеста. Каждый по-своему вел занятия, увлекая манерой поведения и собственной харизмой. Они поднимали  планку преподавания до самого высокого уровня.

В настоящее время кафедра академической живописи ведет занятия на факультетах «Декоративно-прикладного искусства», «Дизайн».  Многие положения «Иллюстрированной программы» учебных заданий для всех специальностей 1- 5 курсов (на примере ранее созданной, ее основные положения бережно сохранены ) были разработаны в 1980 – 1986 учебные годы под руководством профессора Д.К.Тегина. В работе над программой принимали участие педагоги: С.М. Годына, Е.И Соколова, И.В. Сердюков, Е.С. Сухомлинова, Е.С. Пожильцова и другие. Затем в 2009 были  адаптированы некоторые пункты  программы с учетом новых требований. Базовая методологическая основа занятий составляет следование классическим образцам русского и мирового искусства

18 лет кафедрой руководил живописец и график В.А.Никитин. При нем кафедра обрела сегодняшний уровень, поддерживая высокие требования в учебном процессе.

В настоящее время заведующим кафедрой назначен Е.В. Ромашко – Действительный член Российской Академии Художеств, Вице-президент Творческого союза художников России, художник-пейзажист, организатор выставочных проектов.

Сегодня педагоги кафедры Академической живописи – это профессионалы, художники-мастера станковой и монументальной живописи, большинство из которых выпускники Строгановской школы. Кафедра  –  это сложный, живой организм, где переплетаются линии жизни и судьбы.  Основополагающим в учебном процессе часто являются личные качества. Умение акцентировать внимание и вызвать интерес к предмету. Кто-то посвящает короткий отрезок своей биографии общению со студентами. А для других это вся жизнь, как у  И.В. Сердюкова.   Его понимание колорита в живописи является абсолютной ценностью.  А.А. Власенко  – член Художественного совета выставки-конкурса «Золотая кисть». Свою живопись В.С. Дмитриев  постоянно совершенствует, работая на натуре.

Золотой осенью, когда природа расцветает всеми оттенками золотисто багровых красок на фоне чуть погрустневшего неба, Строгановка готовится отпраздновать свой очередной, теперь уже 185-летний юбилей. В рамках этой программы в большом выставочном зале состоялась выставка педагогов кафедры «Академическая живопись». Это важное событие в ее истории. Впервые за много лет коллектив представил большую групповую выставку произведений живописи и станковой графики. На выставке представлены живописные и графические работы разнообразные по технике и исполнительскому мастерству. Преимущество отдается, конечно, масляной живописи, она по-прежнему является наиболее привлекательным материалом для художника. Ее богатые возможности и разнообразные технические и стилевые приемы позволяют постоянно совершенствовать и находить новые грани в творческом диалоге.

Центральный зал на выставке занимают ведущие мастера, опытные художники со своим сложившимся видением и пониманием всех тонкостей искусства. Это профессора, Академики, заслуженные художники. Пространство зала организовано таким образом, чтобы можно было увидеть работы и с большого расстояния и рассмотреть вблизи. Выделены зоны близких по исполнительской манере и стилевым подходам художников. Работы собраны в блоки по авторам.   Е.В. Ромашко пишет пейзаж. Его крупные холсты – это живое и непосредственное впечатление от натуры, ее явленное гармоничное и богатое целое. С.В. Горяев сосредоточен  на живописи натюрморта. Его живопись продуманна и рациональна. В.А. Никитин в своем сознании глубоко переживает судьбы страны. Она неотделима и тесно связана с жизнью семьи, родителей. Недаром его философско-психологический триптих назван «Мои корни». Б.П.Неклюдов  –многоопытный мастер. Ироничный и содержательный. Его интерес распространяется очень широко: от поиска пластических идей в монументальной практике до библейских и социально-бытовых сентенций современных, острых, парадоксальных. Следует вспомнить его огромную работу для Храма Христа Спасителя в технике флорентийской мозаики «Сошествие Святого Духа». Она характеризует его как выдающегося мастера современного монументального искусства.  Есть и мастера акварели, великолепно чувствующие ее особенности. В.А.Рябовол,  листы которого пронизаны прозрачным светом, легкие и воздушные. С.П.Ломов, владеющий приемами классической техники. А.Е.Бакин в небольших по размеру пейзажах умеет найти сюжет. Скомпоновать и отработать детали. В его работах цвет сдержанный и колористически организован. А.Р.Атаханов  –мастер ярких, во многом экзотически решенных декоративных произведений. Его ковровый стиль привлекает разработанной фактурой и современным прочтением. Т.В.Ипатенко привлекает внимание своей размашистой, на эмоциях живописью.  Кстати,  совсем недавно состоялась ее персональная выставка в залах МСХ на Тверской, которая была отмечена профессиональным сообществом. Еще одно крыло это старшее поколение И.В.Сердюков, И.И.Рындич, В.П.Щербина. Свои живописные работы представили В.В.Воропаев, В.П.Вольский, М.С.Годына, С.П.Дементьев,  В.С.Дмитриев, И.В.Колесников, А.И.Павлов. Участвуют в выставке уже имеющие опыт и молодые преподаватели кафедры В.В. Калюжный, Н.А. Табачков, Т.В. Лукшт, Н.В. Акилов, С.В.Чикунчиков. Недавно пополнившие коллектив О.Г.Мумолина и Э.Г.Ашурбекова. Настоящая выставка стала знаковым событием и для всего коллектива Академии, присутствующих, друзей и гостей, студентов.

Перед педагогами кафедры стоит непростая задача научить учащегося видеть и передавать окружающий мир во всем его многообразии и сложности. Умение строить форму цветом. Цель не копирование натуры, а переосмысление ее художественными способами и средствами. В работе используются следующие материалы: акварель, гуашь, темпера, акрил, масло, бумага, картон, холст и др. Ставится натюрморт затем одетая и обнаженная модель в условиях естественного освещения. Основное требование изучать и анализировать натуру. В декоративном решении предлагается эксперимент с формой, фактурой, цветом. На промежуточных, кафедральных и ректорских просмотрах отбираются лучшие этюды в методический фонд. Занятия проводятся в аудиториях, которые посещают более 1200 студентов. Важная задача – воспитание разносторонней творческой личности. Многие из них участвуют в выставках. Наиболее талантливые получают призы, грамоты и дипломы. Одним из таких проектов была выставка 10-ти лучших художественных Вузов страны в Московской галерее «Марс» под названием «Художник – Педагог», организованная Творческим Союзом Художников совместно с Российской Академией Художеств. Был издан красочный каталог,  где на развороте рядом помещены работы преподавателей и студентов.

Общественная жизнь кафедры – это человеческое и творческое взаимопонимание. В трудные девяностые годы для неформального общения уезжали в подмосковную Немчиновку,  где в майские праздники под летящим на ветру вишневым цветом был накрыт стол.

Осень – знаковое время для художника. Золотые листья обрамляют голубые дали. В конце сентября каждый год по приглашению музейных работников совершаются поездки в г. Можайск на родину С.В.Герасимова. До сих пор на кафедре работают его ученики. Здесь у стен древнего Лужецкого монастыря проводятся семинары, беседы. Делятся воспоминаниями, дарят свои работы городу, поддерживая творческий диалог поколений. И в этом залог сохранения традиций, памяти и будущего кафедры Академической живописи.

Власенко А.А., профессор, Заслуженный художник РФ.

 Учебный процесс

DSC07813

DSC07985

IMG_6236   IMG_6310

Кафедральный просмотр

kaf1

kaf1_1

kaf1_3

kaf1_4

Образцы студенческих работ

rab rab_1

rab_1

rab_3

rab_4

rab_5

rab_7

rab_8

Ф.И.О.

Должность

1.····· Акилов Никита Валерьевич

преподаватель

3.····· Ашурбекова· Ильмира Гасамбековна

ст. преподаватель

3.····· Бакин Александр Евгеньевич

и.о. профессора

4.····· Власенко Александр Афанасьевич

профессор

5.····· Вольский Владимир Павлович

и.о. доцента

6.····· Воропаев Валентин Васильевич

и.о. доцента

7.····· Годына Мария Сергеевна

доцент

8.····· Горяев Сергей Витальевич

и.о. профессора, народный художник, член-корреспондент РАХ, председатель МОСХа

9.·· Дементьев Серафим Петрович

и.о. профессора

10.·· Дмитриев Валентин Сергеевич

и.о. доцента

11.·· Ипатенко Татьяна Валентиновна

и.о. доцента

12.·· Калюжный Валерий Валерьевич

и.о. доцента

13.·· Колесников Иван Владимирович

и.о. доцента, член-корреспондент РАХ, вице-президент ТСХР

14.·· Ломов Станислав· Петрович

профессор, доктор наук, действительный член РАО

15.·· Лукшт Татьяна Валерьевна

ст. преподаватель

16.·· Мумолина Ольга Геннадьевна

Ст. преподаватель

17.·· Неклюдов Борис Павлович

и.о. профессора, член-корреспондент РАХ

18.·· Никитин Владимир Александрович

профессор

19.·· Павлов Анатолий Иванович

ст. преподаватель

20.·· Петров Константин Витальевич

21.·· Ромашко Евгений Викторович

зав. каф.

22.·· Рындич Ирина Ивановна

и.о. профессора

23.·· Рябовол Валерий Андреевич

и.о. доцента, заслуженный художник РФ

24.·· Сердюков Игорь Валентинович

и.о. профессора

25.·· Табачков Николай Александрович

ст. преподаватель

26.·· Талагаева· Оксана Леонидовна

ст.преподаватель

27.·· Чикуньчиков Сергей Владимирович

ст. преподаватель

28.Малеев Михаил Анатольевич

доцент

29.Смирнова Юлия Александровна

преподаватель

30. Пильстров Илья Юрьевич

преподаватель

шаблоны joomla