Музей

Музей

Музей деко­ра­тивно-при­клад­ного и про­мыш­лен­ного искус­ства при МГХПА им. С.Г. Стро­га­нова — один из инте­рес­ней­ших и уни­каль­ных музеев России, кото­рый был осно­ван в 1864 году дирек­то­ром Стро­га­нов­ского учи­лища тех­ни­че­ского рисо­ва­ния В.И. Бутов­ским.

 

История музея

Музей деко­ра­тивно-при­клад­ного и про­мыш­лен­ного искус­ства при МГХПА им. С.Г. Стро­га­нова — один из инте­рес­ней­ших и уни­каль­ных музеев России, кото­рый был осно­ван в 1864 году дирек­то­ром Стро­га­нов­ского учи­лища тех­ни­че­ского рисо­ва­ния В.И. Бутов­ским и слу­жил целью «содей­ство­вать раз­ви­тию само­быт­ных худо­же­ствен­ных спо­соб­но­стей в про­мыш­лен­ных клас­сах».

Музей­ная кол­лек­ция нача­лась со сбора гип­со­вых слеп­ков с архи­тек­тур­ных фраг­мен­тов и орна­мен­тов с памят­ни­ков древ­не­рус­ского зод­че­ства. С этой целью направ­ля­лись науч­ные экс­пе­ди­ции в Новго­род Вели­кий, Псков, Суздаль, Влади­мир. Активно соби­рался гра­фи­че­ский мате­риал, дела­лось много зари­со­вок и копий с древ­не­рус­ских руко­пис­ных книг. Далее начала фор­ми­ро­ваться кол­лек­ция образ­цов рус­ского деко­ра­тив­ного искус­ства, что во мно­гом объ­яс­ня­ется дея­тель­но­стью Стро­га­нов­ского учи­лища, кото­рое изна­чально было наце­лено на сохра­не­ние и раз­ви­тие бога­тей­ших нацио­нально-куль­тур­ных тра­ди­ций. Впослед­ствии музей­ное собра­ние стало попол­няться кол­лек­ци­ями антич­ного, запад­но­ев­ро­пей­ского и восточ­ного искус­ства. Кроме того, в XIX веке для музея Стро­га­нов­ского учи­лища зака­зы­ва­лись копии экс­по­на­тов из круп­ней­ших музеев Европы.


Исто­рия музея тесно свя­зана с исто­рией Стро­га­нов­ского учи­лища. После Октябрь­ской рево­лю­ции на базе Стро­га­нов­ского учи­лища обра­зу­ются Свобод­ные госу­дар­ствен­ные худо­же­ствен­ные мастер­ские (ВХУТЕМАС), кото­рые в 1926 году реор­га­ни­зу­ются в Высший Худо­же­ственно-тех­ни­че­ский инсти­тут — ВХУТЕИН. А в 1930г. ВХУТЕИН был раз­де­лен на ряд само­сто­я­тель­ных вузов, в резуль­тате чего музей­ная кол­лек­ция рас­фор­ми­ро­вы­ва­ется в круп­ные музеи страны: — в Госу­дар­ствен­ный исто­ри­че­ский музей, Третья­ков­скую гале­рею, Госу­дар­ствен­ный музей Восточ­ных куль­тур, Музей кера­мики, музей наро­дов СССР, Оружей­ную палату, Госу­дар­ствен­ный музей изоб­ра­зи­тель­ных искусств им. А.С.Пушкина.

Экспо­зи­ция музея состоит из двух залов. Один посвя­щен исто­рии Стро­га­нов­ского учи­лища, в кото­ром пред­став­лены исто­ри­че­ские и архив­ные доку­менты; фото­гра­фии мастер­ских и экс­по­на­тов с Между­на­род­ных и Всерос­сий­ских выста­вок начала ХХ века; работы уче­ни­ков в мате­ри­але, рисунки, про­екты нач. ХХ века, а также луч­шие диплом­ные и кур­со­вые работы послед­них лет. Наряду с этим в экс­по­зи­ции пред­став­лены работы выда­ю­щихся педа­го­гов нашего вуза.

Второй зал отра­жает этапы раз­ви­тия и сти­ли­сти­че­ские направ­ле­ния деко­ра­тивно-при­клад­ного искус­ства России, стран Европы, Азии, Ближ­него и Даль­него Востока. А вре­мен­ные гра­ницы экс­по­на­тов начи­на­ются со II т.до.н.э. и закан­чи­ва­ются совре­мен­ными рабо­тами XXI века.

mus_in_03.thumb     mus_in_04.thumb     mus_in_05.thumb     mus_in_06.thumb

 

 

Керамика и стекло

Гордо­стью музея явля­ется хра­ня­ща­яся в его фон­дах уни­каль­ная кол­лек­ция рус­ского, запад­но­ев­ро­пей­ского и даль­не­во­сточ­ного фар­фора и кера­мики. Русский фар­фор XVIII века пред­став­лен про­из­ве­де­ни­ями Импе­ра­тор­ского фар­фо­ро­вого завода и фаб­рики Гард­нера, а также образ­цами про­дук­ции XIX сто­ле­тия мно­го­чис­лен­ных част­ных ману­фак­тур Попова, Бате­нина, Маркова, бра­тьев Гули­ных, Корни­ло­вых и круп­ного «фар­фо­ро­вого моно­по­ли­ста» М. Кузне­цова. Музей рас­по­ла­гает доста­точно обшир­ным собра­нием рус­ских архи­тек­тур­ных и печ­ных израз­цов XVII–XIX веков Москвы, Ярославля, Костромы, Вели­кого Устюга и пр.

Особую часть рус­ского отдела состав­ляет кол­лек­ция А.В.Филип­пова, попол­нив­шая музей­ное собра­ние в 1960 году под­лин­ными рабо­тами в кера­мике М.А.Врубеля, А.Я.Голо­вина (Худо­же­ствен­ный гон­чар­ный завод «Абрам­цево»), ред­кими изде­ли­ями мос­ков­ской артели худож­ни­ков-гон­ча­ров «Мурава», отдель­ными инте­рес­ными образ­цами пер­вого совет­ского фар­фора 1920–1930-х годов, таких авто­ров, как В.Кандин­ский, В.Фавор­ский, М.Лебе­дева, П.Вычег­жа­нин и других.

Запад­но­ев­ро­пей­ский отдел кера­мики — один из самых пол­ных. В него вхо­дят изде­лия XVIII–XIX веков все­мирно извест­ной Майсен­ской фар­фо­ро­вой ману­фак­туры, Венского, Берлин­ского заво­дов, Людвигс­бурга, Нимфен­бурга и, так назы­ва­е­мых, «малых» заво­дов Тюрин­гии. Севр­ский фар­фор и част­ные ману­фак­туры Парижа пред­став­лены отдель­ными, пре­крас­ными образ­цами XVIII–XIX сто­ле­тий. В основ­ную экс­по­зи­цию вклю­чены изде­лия Ведж­вуда из яшмо­вой и базаль­то­вой масс, зна­ме­ни­тый фаянс «цвета сли­вок», а также фар­фор дру­гих англий­ских пред­при­я­тий в восточно-коло­ни­аль­ном стиле. Фарфор Датской королев­ской ману­фак­туры (Копен­га­ген) с под­гла­зур­ной рос­пи­сью солями и выра­зи­тель­ной скульп­тур­ной пла­сти­кой хорошо отра­жает тех­но­ло­ги­че­ские нов­ше­ства и эсте­ти­че­ские устрем­ле­ния эпохи модерна в кера­мике рубежа XIX–XX веков.

Восточ­ная кол­лек­ция пред­став­лена в музее глав­ным обра­зом китай­скими и япон­скими экс­порт­ными изде­ли­ями XVII–XIX сто­ле­тий. Она вклю­чает боль­шие и малые китай­ские вазы, блюда и тарелки, пиалы, терины с под­гла­зур­ным кобаль­то­вым деко­ром или вели­ко­леп­ной рос­пи­сью цвет­ными эма­лями в стиле «зеле­ного» и «розо­вого семейств». Япон­ские про­из­ве­де­ния — это, пре­жде всего, наряд­ные Имари конца XVII–начала XVIII веков и рос­кош­ные изде­лия мастер­ских Сацума XIX сто­ле­тия. Наряду с этим, музей­ное собра­ние вклю­чает худо­же­ствен­ную кера­мику почти всех быв­ших союз­ных рес­пуб­лик (ныне суве­рен­ных госу­дарств): Укра­ины, Грузии, Арме­нии, Таджи­ки­стана, Узбе­ки­стана. Эта кол­лек­ция — неза­ме­ни­мая в учеб­ном про­цессе — дает пол­ное пред­став­ле­ние о тра­ди­циях гон­чар­ного искус­ства, осо­бен­но­стях нацио­наль­ных кера­ми­че­ских школ мно­гих народов.

mus_f_01.thumb

Женский порт­рет — «камея». Фарфор, над­гла­зур­ная рос­пись, золо­че­ние. Фран­ция. Первая чет­верть XIX в.

mus_f_02.thumb

Сервиз тет-а-тет с вен­зе­лем «С». Фарфор, над­гла­зур­ная рос­пись, золо­че­ние. Берлин, Королев­ская фар­фо­ро­вая ману­фак­тура. Послед­няя чет­верть XVIII в.С 

mus_f_03.thumb

Чашка с блюд­цем и золо­тыми вен­зе­лями «ЕМ» в меда­льо­нах. Автор рос­писи Кёстнер И. Фарфор, над­гла­зур­ная рос­пись, золо­че­ние, цировка. Майсен­ская фар­фо­ро­вая ману­фак­тура. Россия. Завод Ф. Гард­нера. Около 1775 г.

mus_f_04.thumb

Чашка с блюд­цем с анти­ки­зи­ро­ван­ным деко­ром. Фарфор, над­гла­зур­ная рос­пись, золо­че­ние. Венская фар­фо­ро­вая ману­фак­тура. 1797 г.

mus_f_05.thumb

Тарелка с поли­хром­ной цве­точ­ной рос­пи­сью. Фарфор, кры­тье, над­гла­зур­ная рос­пись, золо­че­ние. Россия. Завод А. Попова. Сере­дина XIX в.

mus_f_06.thumb

Изра­зец печ­ной. Майо­лика. Россия. XVIII в.

mus_f_07.thumb

А. Филип­пов. Вазочка с орна­мен­том в виде пав­ли­ньих перьев. Майо­лика, кракле, цвет­ные эмали. Россия, Москва. Импе­ра­тор­ское Стро­га­нов­ское учи­лище. 1903 г.

mus_f_08.thumb

М. Врубель. «Цыганка». Майо­лика, гла­зурь вос­ста­но­ви­тель­ного обжига. Россия, Худо­же­ствен­ный гон­чар­ный завод «Абрам­цево». Около 1900 г.

mus_f_09.thumb

А. Голо­вин. Жбан «Курица». Майо­лика, гла­зурь вос­ста­но­ви­тель­ного обжига. Россия, Худо­же­ствен­ный гон­чар­ный завод «Абрам­цево». Около 1900 г.

 

Ткани

Собра­ние тка­ней в музее МГХПУ состоит из мно­го­чис­лен­ных образ­цов вышивки, шитья, кру­же­во­пле­те­ния, тка­че­ства, набойки почти всех основ­ных пери­о­дов и стран. Особенно полно пред­став­лены рус­ские, запад­но­ев­ро­пей­ские и восточ­ные шел­ко­вые ткани и парча XVII–XVIII веков. Есть отдель­ные уни­каль­ные образцы XVI сто­ле­тия (вышивка, шелк и бар­хат Италии). Коллек­ция рус­ской набойки и выбойки XVIII–XIX веков поз­во­ляет доста­точно подробно про­сле­дить раз­ви­тие тех­но­ло­ги­че­ских и худо­же­ствен­ных осо­бен­но­стей тра­ди­ци­он­ного оте­че­ствен­ного про­из­вод­ства. Прекрасно пред­став­лен и рус­ский «цер­ков­ный» раз­дел (ризы, обла­че­ния, покровцы, воз­духи), демон­стри­ру­ю­щий все богат­ство тех­ник и мате­ри­а­лов — золот­ной вышивки и кру­же­во­пле­те­ния, дра­го­цен­ных пар­чо­вых и бар­хат­ных тканей.

mus_tk_01.thumb

Ткань(кан­неле) с деко­ром в виде цве­точ­ных буке­тов и кру­жев. Шелк, тка­че­ство. Россия, Москва. 1780-е гг.

mus_tk_02.thumb

Ткань (гро­де­тур) с деко­ром в виде полос, чере­ду­ю­щихся с цве­точ­ными бан­де­ро­лями. Шелк, тка­че­ство. Россия. 1790-е гг.

mus_tk_03.thumb

Ткань с цве­точ­ным рисун­ком. Шелк, тка­че­ство. Россия. Вторая поло­вина XVIII в.

 

Металл

В музее МГХПА собраны пре­крас­ные образцы худо­же­ствен­ного металла. Наибо­лее древними явля­ются изде­лия, отно­ся­щи­еся к антич­ной куль­туре. Наряду с про­из­ве­де­ни­ями I в. до н.э. раз­дел рас­по­ла­гает галь­ва­но­ко­пи­ями со зна­ме­ни­тых про­из­ве­де­ний из Боско­ревле, Пергама, Гель­де­с­гейм­ского клада. Сред­не­ве­ко­вое искус­ство Европы пред­став­лено в основ­ном галь­ва­но­ко­пи­ями, зака­зан­ными в конце XIX в. из круп­ней­ших музеев Фран­ции и Герма­нии, спе­ци­ально для Стро­га­нов­ского учи­лища. Это, пре­жде всего, пред­меты культа, пред­став­лен­ные изде­ли­ями лимож­ских масте­ров: даро­хра­ни­тель­ницы ХII века, навер­шия епи­скоп­ских жез­лов, реликва­рии, оклады Еван­ге­лий. Все они цели­ком покрыты орна­мен­том, выпол­нены в тех­нике выем­ча­той эмали.
Одна из инте­рес­ных стра­ниц исто­рии раз­ви­тия худо­же­ствен­ной обра­ботки метал­лов пери­ода Ренес­санса про­ил­лю­стри­ро­вана Лимож­скими рас­пис­ными эма­лями таких авто­ров, как Жак П.Ладен (1603–1629), ярко харак­те­ри­зу­ю­щими тен­ден­цию сбли­же­ния эма­льер­ного искус­ства с живописью.

Боль­шую исто­ри­че­скую цен­ность в искус­стве обра­ботки металла имеют экс­по­наты стран Востока — Турции, Ирана, Бирмы, Китая и Японии, отно­ся­щи­еся к ХVIII — ХIХ векам (пред­меты оби­хода, посуда, мел­кая пластика).

Наибо­лее полно и инте­ресно пред­став­лен рус­ский худо­же­ствен­ный металл XVII — XX веков. Это такие типич­ные для России XVII–XVIII вв. раз­но­вид­но­сти посуды, как стопы, бра­тины, чарочки, ендовы, изго­тов­лен­ные из меди и олова, укра­шен­ные гра­ви­ро­ван­ным и чекан­ным орна­мен­том. В экс­по­зи­ции пред­став­лены уни­каль­ные про­из­ве­де­ния рус­ского эма­льер­ного искус­ства XVIII — ХIX веков Велико-Устюж­ского про­из­вод­ства: — под­носы, стопы, шка­тулки, чер­ниль­ные наборы, отли­ча­ю­щи­еся высо­кими худо­же­ствен­ными каче­ствами. Коллек­ция музея также рас­по­ла­гает инте­рес­ными образ­цами изде­лий ураль­ских и сибир­ских заво­дов пер­вой поло­вины ХVIII века.
Особую часть дан­ной кол­лек­ции состав­ляют пред­меты куль­то­вого пред­на­зна­че­ния: дис­косы, литур­ги­че­ские блюда и тарели, потиры, складни, венцы и цаты от икон из серебра, олова, меди и латуни раз­ными тех­ни­ками: чеканки, фили­грани, укра­шен­ные пере­го­род­ча­той эма­лью по скан­ному фону, рас­пис­ной и вит­раж­ной эма­лями. Все эти работы при­вле­кают богат­ством кра­сок, изыс­кан­но­стью декора и демон­стри­руют высо­кое тех­ни­че­ское и худо­же­ствен­ное мастер­ство.

Имеется и боль­шое собра­ние натель­ных кре­стов и икон XII — ХIХ вв. отли­тых из меди неко­то­рые, из кото­рых укра­шены эма­лью. Коллек­ция худо­же­ствен­ного металла, поз­во­ляет наглядно про­сле­дить смену худо­же­ствен­ных сти­лей, совер­шен­ство­ва­ние и раз­но­об­ра­зие тех­ни­че­ских при­е­мов в обра­ботке метал­лов раз­ных стран и народов.

mus_met_01.thumb

Потир от «Реликва­рия Альпаша». Галь­ва­но­ко­пия XIX в. с ори­ги­нала лимож­ской работы XIII в.

mus_met_02.thumb

Реликва­рий Оттона I. Копия XIX в. с ори­ги­нала X–XI вв.

mus_met_03.thumb

Вазы на ножке. Фран­ция Лимож 2 пол. XVI — XVII вв.

mus_met_04.thumb

Часы камин­ные. Бронза золо­че­ная, мра­мор. Фран­ция, Париж. 1780-е гг.

mus_met_05.thumb

Братина. Россия XIX в.

mus_met_06.thumb

Эмали Вели­кого Устюга XVII — XVIII вв.

mus_met_07.thumb

Кумган. Россия, Касли нач. ХХ в. Чугун, литье.

mus_met_08.thumb

Стопа с под­но­сом. Россия. Сере­дина XVIII в.

mus_met_09.thumb

Кувшин. Россия. Кон. XVIII в.

 

Мебель и изделия из дерева

Коллек­ция мебель­ного искус­ства в музее пред­став­лена образ­цами почти всех сти­лей и эпох, начи­ная с Возрож­де­ния. Наряду с под­лин­ными про­из­ве­де­ни­ями, в собра­нии нахо­дятся копии, изго­тов­лен­ные с луч­ших, уни­каль­ных образ­цов рус­ской, запад­но­ев­ро­пей­ской и восточ­ной мебели, кото­рые вос­пол­няют про­белы музей­ного собра­ния, и демон­стри­руют основ­ные этапы раз­ви­тия мебель­ного искус­ства. Преиму­ще­ственно, это копии, зака­зан­ные в музеях Европы в конце ХIХ века, а также изго­тов­лен­ные по обме­рам самими уча­щи­мися Стро­га­новки начала ХХ века — конец XXI в.

Довольно зна­чи­тель­ную часть дан­ного раз­дела состав­ляет рус­ская народ­ная резьба — фризы с «кора­бель­ной» резь­бой ХVIII — XIX вв., домо­вая резьба — налич­ники окон, кар­низы (в основ­ном, XIX века), прялки, вальки, рубели и пред­меты домаш­него оби­хода: ковши, скоб­кари, соло­нины, люльки (почти все — XIX в.); с тра­ди­ци­он­ным орна­мен­том и фор­мами ХVII — ХVIII вв., отли­ча­ю­щи­еся осо­бой соч­но­стью объ­ем­ной формы.

Инте­ресны и  широко рас­про­стра­нен­ные в быту набой­ные и пря­нич­ные доски. Рисунки кото­рых с ХVII в. настолько прочно вошли в оби­ход, что повто­ря­лись и копи­ро­ва­лись до конца XIX века. Сказоч­ное узо­ро­чье пря­нич­ных птиц, зве­рей про­ник­нуто необык­но­вен­ной празд­нич­но­стью и задором.

mus_mb_01b.thumb     mus_mb_01a.thumb

Ковш дере­вян­ный. Россия XIX в.

mus_mb_02.thumb

Прянич­ная доска. Россия XIX в.

 

Живопись и графика

Фонд живо­писи и гра­фики рас­по­ла­гает образ­цами, испол­нен­ными в раз­лич­ных гра­фи­че­ских тех­ни­ках (гра­вюра, рису­нок каран­да­шом и пером, аква­рель, гуашь) и живо­пис­ных (мону­мен­таль­ной (фрес­ко­вой), тем­пер­ной, лако­вой мини­а­тюры). Мате­риал фонда укла­ды­ва­ется во вре­мен­ные рамки ХVII — ХХ вв.

В музей­ной кол­лек­ции пред­став­лены отдель­ные образцы рус­ской гра­вюры XVIII–XIX вв. Ценной и зна­чи­тель­ной частью фонда, как по коли­че­ству, так и по худо­же­ствен­ным досто­ин­ствам явля­ется собра­ние гра­фи­че­ских копий орна­мен­таль­ных заста­вок и бук­виц из древ­них руко­пи­сей (гре­че­ских и рус­ских) Х-ХVIII вв. и неко­то­рых образ­цов рус­ского при­клад­ного искус­ства. Эти копии были выпол­нены уче­ни­ками и пре­по­да­ва­те­лями Стро­га­нов­ского учи­лища во вто­рой поло­вине XIX века. Техника и мате­риал, как пра­вило, аква­рель с бели­лами, ино­гда гуашь с исполь­зо­ва­нием брон­зо­вой краски на «бри­столь­ском» кар­тоне. Эта кол­лек­ция была осно­вой фонда музея Стро­га­нов­ского учи­лища во вто­рой поло­вине XIX века.

В экс­по­зи­ции музея можно видеть под­лин­ные фраг­менты рус­ских фре­сок ХVII века и пер­во­класс­ные копии с про­из­ве­де­ний мону­мен­таль­ной и стан­ко­вой живо­писи масте­ров ита­льян­ского Возрож­де­ния; образцы мини­а­тюр­ной лако­вой живо­писи Китая и  Японии XIX и XX вв. и автор­ские шка­тулки с рос­пи­сью в той же тех­нике совет­ских масте­ров Мстеры и Холуя.

Уникальна кол­лек­ция рисун­ков и эски­зов извест­ных рус­ских худож­ни­ков и архи­тек­то­ров начала ХХ века — М.А.Врубеля, С.В.Ноаков­ского, С.И.Ягужин­ского, Ф.О.Шехтеля. Значи­тель­ную группу экс­по­на­тов фонда состав­ляют мате­ри­алы из гра­фи­че­ского насле­дия уча­щихся Стро­га­нов­ского учи­лища конца XIX — начала XX вв. Ценность этих работ состоит в том, что они отра­жают опре­де­лен­ные тре­бо­ва­ния к про­цессу обу­че­ния в Стро­га­нов­ском учи­лище на раз­ных эта­пах его раз­ви­тия, поз­во­ляют про­сле­дить эво­лю­цию про­цесса худо­же­ственно-про­мыш­лен­ного обра­зо­ва­ния в России на при­мере ста­рей­шего худо­же­ствен­ного учеб­ного заведения.

mus_p_01.thumb

Рису­нок гип­со­вой головы Зевса. Ученик Стро­га­нов­ского учи­лища кон. XIX — нач. XX вв.

mus_p_02.thumb

Рису­нок инте­рьера музея. Ученик Стро­га­нов­ского учи­лища Бело­слю­дов. 1901 г.

mus_p_03.thumb

Проект ларца «Выбор невест» (к 300-летию дома Рома­но­вых). Ученик Стро­га­нов­ского учи­лища С. Титу­нин. Нач. XX вв.

mus_p_04.thumb

Проект кера­ми­че­ского кув­шина в рус­ском стиле XVII века. Ученик Стро­га­нов­ского учи­лища. Посл. Четв. XIX в.

mus_p_05.thumb

Пейзаж. Герма­ния XIX в.

mus_p_06.thumb

Пейзаж. Герма­ния XIX в.

Имеются в собра­нии совсем неболь­шие раз­делы: «Этно­гра­фия и архео­ло­гия», «Скульп­тура из камня и ее гип­со­вые слепки» (в основ­ном слепки с уни­каль­ных анти­ков), «Изде­лия из раз­ных мате­ри­а­лов» (камень, рез­ная кость, папье-маше и т.п.), насчи­ты­ва­ю­щие до четы­рех­сот единиц.
Фонды музея МГХПА посто­янно попол­ня­ются луч­шими диплом­ными рабо­тами, выпол­нен­ными сту­ден­тами в мате­ри­але, экс­по­на­тами, свя­зан­ными с исто­рией Стро­га­нов­ского учи­лища и при­над­ле­жа­щими ранее музею училища.

 

Дирек­тор музея — Зино­ве­ева Марина Михай­ловна, кан­ди­дат искусствоведения.

Глав­ный хра­ни­тель — Трощин­ская Алек­сандра Викто­ровна, доктор искусствоведения.

Часы работы:

Ежедневно 10.00 — 17.00, кроме субботы и воскресенья

e-mail: museum@mghpu.ru

тел: (499) 158 1568

 

 

шаблоны joomla